На рубеже XVIII–XIX веков знатные дамы в Европе носили мягкие атласные туфли с прямоугольным носом. Одним из амбассадоров такой обуви была жена Наполеона Бонапарта Жозефина Богарне. Вслед за ней носить туфли на плоской подошве с лентами вокруг щиколотки стали придворные, а после — и вся светская Франция.

Первое документальное свидетельство о танце на пуантах связано с балетом Шарля Дидло «Зефир и Флора». До этого балерины танцевали в обуви на каблуках. «Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазель Гослен в течение нескольких мгновений стояла на пальцах, sur les pointes des pieds — вещь доселе невиданная», — писал французский критик Кастиль-Блаз. Историк балета Юрий Бахрушин отмечал, что женский классический танец достиг «большого расцвета» именно благодаря появлению «положения на пальцах».   

Пуанты, на которых танцевали в начале XIX века, сильно отличаются от тех, что носят балерины сегодня. Тогда, чтобы девушки не травмировали пальцы, мягкие туфли набивали тканью. Первой в обуви с жестким каркасом (его еще называют стаканом) выступила Мария Тальони: 12 марта 1832 года в них она протанцевала весь балет «Сильфида» — больше полутора часов.

Слева: Мария Тальони в балете «Зефир и Флора»; справа: Мария Тальони  в балете «Баядерка», 1830е годы
Фото: Alfred Edward Chalon / Wikipedia / СС0
Слева: Мария Тальони в балете «Зефир и Флора»; справа: Мария Тальони в балете «Баядерка», 1830е годы

Тальони стала выдающейся балериной, мировую известность она получила в том числе благодаря пуантам, с помощью которых как бы «парила» над сценой и создавала нежные и «воздушные» образы. На могилу танцовщицы приносят свои первые пуанты балерины со всего мира. На надгробии Марии Тальони написано: Ô terre ne pèse pas trop sur elle, elle a si peu pesé sur toi (фран. «Земля, не дави на нее слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе»). 

Из российских балерин первой на пуанты встала прима Большого (Каменного) театра Авдотья Истомина, с которой был знаком Александр Пушкин. В «Евгении Онегине» он описывал девушку так: 

«Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет». 

Во второй половине XIX века пуанты становились все популярнее, а техника их изготовления — все сложнее: сначала появился «пятачок» для устойчивости, после — подошву и стельку стали делать из нескольких сшитых между собой слоев кожи или картона. Настоящую революцию в производстве пуантов совершил в начале XX века мастер Сальваторе Капецио: каждую пару он делал, учитывая особенности строения стопы балерины. Кроме того, Капецио несколько изменил форму обуви, сделав ее изящнее.

С тех пор техники изготовления неоднократно менялись, но одно оставалось неизменным — перед тем как танцевать на пуантах, девушки, как сто лет назад, так и сегодня, «готовят» их, подгоняя под себя: например, отбивают с помощью молотка стакан, пришивают резинки, срезают атласный пятачок. Посмотреть, как происходит такая подготовка, можно здесь.

Балерина Татьяна Рябушинская  обшивает  свои пуанты, 1940 год
Фото: Неизвестный фотограф / Wikipedia / CC0
Балерина Татьяна Рябушинская обшивает свои пуанты, 1940 год

Раньше пуанты шили в театральных мастерских, но в последние годы все больше театров стали заказывать балетную обувь за рубежом. «Владимир Урин (гендиректор Большого театра. — Прим. ред.) обратил внимание на то, что в части закупок импортных товаров система слишком забюрократизирована и сегодня есть острая необходимость ее упростить. Пуанты были приведены как частный пример. На самом деле эта ситуация касается самых разных вещей: от ламп до технических деталей, поскольку большое количество позиций товаров, которые используют театры, концертные организации и цирки, сегодня не производятся в России», — сообщили «Снобу» в пресс-службе Большого театра.

Подготовила Ольга Обыденская