Оперные премьеры 

«Похождения повесы» Игоря Стравинского 

22 и 23 июня в Пермском театре оперы и балета

Иллюстрация: пресс-служба Дягилевского фестиваля

«Похождения повесы» продолжат линию постановок на музыку Стравинского на фестивале, начатую в прошлом году «Персефоной» и Симфонией псалмов. «Похождения» — наиболее «классическая» опера композитора, написанная по канону жанра: с ариями, речитативами и динамичным сюжетом. Форма «старого образца» становится здесь поводом для постмодернистских игр. Музыка балансирует между восторженным и ироничным взглядом на прошлое. На фестивале дебютирует новосибирский режиссер Андрей Прикотенко. Он поставит спектакль вместе с петербургским дирижером Федором Леднёвым, который носит неофициальное звание «главного интерпретатора музыки XX–XXI веков».

«Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта

25 и 26 июня в ДК Солдатова

Фото: Никита Чунтомов

На Дягилевском фестивале хор и оркестр musicAeterna представят интерпретацию «Волшебной флейты» режиссера Нины Воробьевой и музыкального руководителя и дирижера Евгения Воробьева. В центре оперного либретто Моцарта — египетские боги Изида и Осирис. Обратить внимание на их историю композитора подтолкнуло посещение раскопок храма Изиды в Помпеях, которые он посетил еще будучи подростком. «Волшебная флейта» написана в жанре Singspiel — пьесы с пением. Это легкий жанр, подразумевающий сплетение любовного и комедийного, волшебного и нелепого. Но Моцарту и его либреттисту Шикандеру недостаточно было следовать типичной форме. В их «Волшебной флейте» мифологическое начало соседствует с идеями Просвещения, а внутри сказочного сюжета можно даже обнаружить зашифрованные символы масонства.

Passion Паскаля Дюсапена 

27, 28 и 29 июня в Доме музыки (Литера А завода Шпагина)

Теодор Курентзис
Фото: Андрей Чунтомов
Теодор Курентзис

Финальным аккордом фестиваля в этом году станет премьера в новом Доме музыки. Оперу на либретто Паскаля Дюсапена, одного из самых востребованных композиторов современной Франции, поставит режиссер Анна Гусева в коллаборации с дирижером и музыкальным руководителем Теодором Курентзисом. В постановке задействованы не только хедлайнеры фестиваля, хор и оркестр musicAeterna, но и танцевальная труппа musicAeterna Dance. Артисты представят десять картин о страсти как неподвластном разуму движении души. 

Концерты классической и современной академической музыки

Фортепианный концерт Варвары Мягковой

26 июня в Органном зале филармонии

Варвара Мягкова
Фото: Люда Бурченкова
Варвара Мягкова

Варвара Мягкова — яркий феномен последнего времени. Она стала известна широкому зрителю после успеха на фестивале «Летние вечера в Елабуге», куда ее пригласил пианист Борис Березовский за особенно чуткое и проникновенное исполнение музыки Баха. Консерваторский педагог пианистки, Ксения Кнорре, тоже подчеркивала непосредственность в ее исполнительской манере: «Мягкова уникальна. У нее есть какое-то детское удивление перед музыкой, как будто до нее никто это не играл». На Дягилевском фестивале пианистка представит лирическую программу из шедевров фортепианной музыки своих любимых композиторов — от Баха до наших современников Ахунова и Карманова. 

Кстати, фортепианную музыку в исполнении Бориса Березовского на фестивале тоже можно будет услышать. 24 июня в Большом зале филармонии он представит масштабную программу, охватывающую сто лет музыкальной истории: от Тринадцатой сонаты Людвига ван Бетховена 1801 года до Скерцо №3 Милия Балакирева 1901 года. 

Камерный концерт Московского ансамбля современной музыки «Плачи и гимны»

28 июня в Органном зале филармонии

Фото: Эдвард Тихонов

Регулярный гость фестиваля, ансамбль авангардной музыки МАСМ, представит программу-исследование пиковых состояний человеческой души: ритуального страдания, эйфории и духовного опыта. Прозвучат сочинения важных композиторов-авангардистов XX века — «Плач Богородицы» Артура Лурье и «Гимны» Альфреда Шнитке, а также пьеса нашего современника Алексея Сысоева «Сиротиночка». Последний опус, по словам композитора, обращен не столько к буквально «сиротам», сколько ко всем людям, кто чувствует одиночество в эпоху индивидуализма и виртуальной реальности.

Концерт-читка вокального ансамбля N’Caged «Кажется, все завертелось из-за Джезуальдо»

29 июня в частной филармонии «Триумф»

Группа N’Caged
Фото: пресс-служба Дягилевского фестиваля
Группа N’Caged

Молодой ансамбль N’Caged известен интерпретациями современной вокальной музыки. Коллектив активно сотрудничает с Электротеатром, а недавно выпустил альбом-коллаборацию с группой СБПЧ и современным композитором Владимиром Горлинским. На фестивале N’Caged представит экспериментальный формат концерта — читку. В его основе — детективно-психологический рассказ Хулио Кортасара «Клон». Диалоги персонажей-музыкантов читают вокалисты — участники ансамбля. Декламация рассказа будет перемежаться вокальными вставками из мадригалов XVI века. Полифония музыки, умноженная на литературную полифонию, создает сложное полотно концерта, в котором вымышленная реальность сплетается с настоящим моментом. 

Современный театр

Физическая драма Okho

23 июня в Театр-Театре

Фото: Лилия Ольховая

Специально для танцевальной труппы musicAeterna Dance хореограф Владимир Варнава поставил пластический перформанс в жанре «физическая драма» на музыку авангардиста Яниса Ксенакиса. На сцене равноправно существую музыканты-перкуссионисты из ансамбля Moscow Percussion Ensemble и танцовщики труппы musicAeterna Dance. В основе постановки — мифы о сотворении мира и сюжеты борьбы Хаоса и Порядка. Через сбивчивые ритмы музыки Ксенакиса участники драмы исследуют пределы своих физических возможностей и находят ту грань, за которой заканчивается тело и начинается чистая энергия. 

Спектакль «Три сестры» Дениса Бокурадзе

23 и 24 июня в Пермском доме народного творчества

Сцена из спектакля «Три сестры»
Фото: Иван Макеев
Сцена из спектакля «Три сестры»

Театр-студия «Грань» из небольшого города Новокуйбышевска представит на фестивале пятичасовую драму по пьесе Чехова. Оригинальный текст Антона Павловича дополнен пластическими этюдами и представлен в стилистике абсурдистских спектаклей. «Три сестры» Бокурадзе — это своеобразный оммаж «В ожидании Годо» Беккета: «Мы наблюдаем, как герои томятся в бесконечном ожидании чего-то лучшего, несбыточного, а меж тем сегодняшнее время (возможности) уходит, утекает сквозь пальцы. Мы делаем классику не современной, а вне времени. Человеческая сущность остается неизменной. Не хочется проводить прямую параллель с нынешним днем, потому что это будет и сегодня, и завтра. И еще через 100 лет, и через 200, и через 300», — комментирует идею спектакля режиссер постановки.

Автор: Елена Свиридова