По словам Лаврской, артисты Московской филармонии возвращались с «тяжелейших» гастролей по Германии. В Домодедово таможенники как обычно просили музыкантов открыть футляры, показать инструменты и паспорта на них. Большинство артистов пропустили, а у двоих конфисковали инструменты, обосновав это тем, что скрипке и альту больше 100 лет и на них нужен обновленный паспорт. При этом в законе, и это признал сам таможенник, такого требования нет.

«Инструменты конфисковали для выяснения подлинности паспортов. Таможенник предположил, что мы могли купить документы "в подворотне"», — отметила она в комментарии «Снобу».

По мнению Лаврской, все произошло из-за того, что таможенники не знают закон: «У меня возникает вопрос: как бы я могла выехать с инструментом из страны, а ранее без проблем с ним гастролировать, если паспорт недействителен? И как это делают сотни других музыкантов? Альт пообещали вернуть мне через 20 дней. Единственный выход для меня сейчас — ждать».

Пока артистка играет на чужом альте и признается, что испытывает трудности в работе.

«Законодательство недостаточно четко регламентирует ввоз и вывоз культурных ценностей, поэтому с проблемами на таможне сталкиваются многие музыканты. Уникальность этого случая в том, что инструменты забрали не при вывозе, а при ввозе. То есть, музыканты, у которых были все необходимые документы, ввозили свои личные инструменты в страну, в которой проживают, и это вызвало вопросы», — сказали «Снобу» в пресс-службе филармонии.

Там отметили, что ситуация «во многом остается непонятной», и юристы пока не могут дать ей оценку.

Что произошло потом:

Пользователи фейсбука начали активно обсуждать историю артистки. За нее, например, заступился скрипач, исполнительный директор творческой мастерской Леонида Лундстрема Петр Лундстрем: «Для тех, кто не совсем в теме, у 80-90 процентов музыкантов инструменты старше 100 лет. На них на всех выдает паспорта Российский национальный музей музыки, а визирует их Министерство культуры. На них на всех стоит печать "не является культурной ценностью"».

В комментарии «Снобу» Лундстрем сказал: «Уникальность ситуации, которая произошла сейчас с музыкантами Московской филармонии, именно в том, что людей остановили при въезде — это нонсенс. У них были с собой паспорта, выданные Министерством культуры (выходит, что таможенник усомнился в компетенции Минкульта). В нормальной ситуации (как это происходит в 99,9 процентов случаев во всех аэропортах, кроме Домодедово) скрипки вообще не проверяют, особенно при въезде».

По его словам, из-за проблем с российской таможней и, в частности, с таможней в Домодедово многие музыканты с мировым именем не берут с собой скрипки в Россию, а иностранные фонды не выдают уникальные инструменты музыкантам, которые собираются играть концерты в России.

«Не совсем также понятно, почему условный испанский (любой иностранный) скрипач может приехать в страну со Страдивари и с ним же и уехать, а российские граждане этой возможности лишены. Налицо явная дискриминация, причем в отношении собственных граждан», — добавил он.

Реакция других музыкантов:

Скрипач Николай Манагадзе запустил на своей странице видеомарафон с хештегом #ГастролиБезШтрафов. Он рассказал свою историю о том, как в мае в аэропорту Домодедово у него изъяли скрипку XVIII века, арендованную у швейцарского фонда. 10 декабря суд оштрафовал музыканта на 1,25 миллиона рублей, а в январе уменьшил сумму штрафа в два раза.

К видеомарафону присоединился заслуженный артист России, лауреат Международного конкурса имени Чайковского Граф Муржа.

«Многократно я брал инструменты на Западе — в госколлекциях, фондах, и каждый раз, когда я ввозил инструменты в Россию, у меня все время были огромные сложности. <...> Никто в Россию нормальные инструменты не возит, все боятся. Это просто позорище», — высказался музыкант.