Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom
Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom

Продюсер «Дома-2» Алексей Михайловский: Под камерами раскалываются все

Собчак, Бородина, Водонаева и другие лица «Дома-2» — о том, почему люди смотрят его уже десять лет

Ксения Собчак, ведущая «Дома-2» с 2004 по 2012 год:

Первый состав участников проекта был самым интересным, творческим и запоминающимся. Потом «Дом-2» превратился в трансляцию постоянных склок и препирательств. Я бы не сказала, что это вина приходящих туда людей — просто участники поняли, что большее внимание они привлекут своими разборками, и перестали этого стесняться. Чем больше раз тебя покажут в эфире, тем больше у тебя шансов на рекламные контракты внутри программы, на рейтинг, популярность и так далее. Тебе нужно быть активным, агрессивным, постоянно что-то делать — порочный круг.

Агрессия не поддерживается рабочей группой специально. Но моменты, когда участники переживают, страдают, признаются в любви или, наоборот, ругаются, имеют больше шансов на попадание в эфир. Любой профессионал именно такие моменты из жизни людей будет использовать и в выпуске реалити-шоу, и в кино. В фильмах показывают драмы и страдания человека, а не скучные действия, которые занимают 90 процентов его жизни.

«Дом-2» ориентирован на низкий вкус и на низменные человеческие потребности — это факт. Подобные телепроекты есть в любой стране мира, как и шутки в стиле «торт в лицо». Но проблема не в том, что существует «Дом-2», — проблема в том, что не существует другого контента, нет нормального телеканала вроде Fox News или CNN, нет хороших новостных программ без цензуры, ярких и интересных культурных передач.

Я абсолютно уверена, что, если мы предложим зрителям «Дома-2» массу крутого контента, они перестанут смотреть это шоу. Нас долго кормили мифом о том, что говенные сериалы в стиле «Доярка из Хацапетовки» востребованы. Но рейтинги качественных сериалов — «Ликвидации» или «Оттепели» — несопоставимы ни с какой «Дояркой». Люди всегда выбирают качество, и не надо их держать за дураков. Когда я еще работала в «Доме-2», меня, конечно, смущал уровень проекта, я много об этом думала и пыталась это исправить, но определенный формат уже был задан. Тем не менее за годы работы на проекте у меня была невероятная практика общения: я научилась понимать самых разных людей из того среза общества, с которыми мне в реальной жизни просто негде было встретиться. Для меня это была возможность узнать Россию — это и есть наша страна, и не надо на зеркало пенять, если не нравится отражение. У нас живут такие люди, с такими мыслями, с таким уровнем проблем и восприятием мира, и никуда нам от этого не деться. Либо нужно их полюбить и найти с ними общий язык, либо не жить в этой стране.

В какой-то момент я решила не продлевать контракт с ТНТ, потому что работа в реалити-шоу вряд ли совместима с серьезной политической журналистикой. К тому же я понимала, что мою занятость в проекте «Дом-2» будут использовать не только против меня, но и против тех идей, о которых я говорила. Мне показалось, что будет неправильно подставлять дело, которым занимаюсь не я одна, а многие другие люди.

Ксения Бородина, ведущая «Дома-2» с первого выпуска по настоящее время:

Начало работы ведущей на проекте «Дом-2» стало переломным моментом в моей жизни. Реалити-шоу тогда еще только развивались, проект был довольно провокационный, а мне был всего 21 год. Спустя десять лет я уже чувствую себя на проекте как рыба в воде, реалити-шоу стало частью моей жизни. Ксюха посчитала нужным уйти, я же предпочла остаться, хотя ради «Дома-2» пришлось пожертвовать многими проектами и предложениями. У него колоссальный рейтинг, он востребован и интересен и для рекламодателей, и для телезрителей, он у всех на слуху, о нем пишут и говорят — было бы глупо отказываться от работы в этом шоу.

Я сильно уставала, мне казалось, что меня недостаточно ценят. Когда я только начала работать, я пропускала все ситуации, происходящие с участниками, через себя. Я могла с ними сесть и поплакать. Но потом я нашла баланс по совмещению работы на «Доме-2» с личной жизнью и другими моими проектами. Я поняла, что мне подходит как график, так и люди, с которыми я работаю. Сейчас все происходит четко и по часам, как на заводе. У меня практически нет выходных, но время для семьи остается: съемки могут длиться как сорок минут, так и часа три, иногда и дольше, если затеваются конкурсы или концерты. Я не слежу за мельчайшими подробностями всех перипетий «Дома-2» 24 часа в сутки — все-таки у меня есть семья и дела, — но, когда я приезжаю, съемочная группа мне рассказывает о самом важном, том, что требует обсуждения. Поэтому я не могу сказать, что я живу «Домом-2».

История о положительных персонажах канула в Лету, сейчас стали интересны отрицательные. В большинстве случаев участники проекта — личности одиозные, потому у них высокие рейтинги. Неприятия у меня к ним нет, работа с ними похожа на работу в школе, где есть послушные отличники, а есть дети, которые шалят.

У меня дважды завязывались романтические отношения с участниками шоу. Когда начался первый роман, руководство мне ничего не сказало, это им даже понравилось. Другое дело, что это не понравилось мне самой: было ощущение, что эти отношения мне не принадлежат. Отношения продлились недолго, потому что довольно тяжело их строить на публике. А вот вторые отношения с бывшим участником проекта длятся до сих пор. Слава Богу, мой молодой человек в скором времени ушел из «Дома-2», и мне теперь можно только благодарить это место за то, что мы встретились. Мы вместе уже три года. Некоторые СМИ уже начинают говорить о том, что юбилейный эфир 11 мая будет отдан под нашу свадебную церемонию, но это не так. Если наша свадьба случится, то это будет явно не в рамках проекта, это будет наша личная история.

Самое главное в моем деле — ни перед кем не оправдываться. Если «Дом-2» популярен, значит, это все-таки кому-то нужно и интересно, значит, люди что-то черпают в нем для себя. Мне бы не хотелось думать, что большинство людей в моей стране идиоты. Столько уже создавалось аналогов этого шоу, и из них ничего не получилось. А когда у тебя получается что-то лучше, чем у других, будет и зависть, и оскорбления в твой адрес. Я рада, что у меня есть возможность развиваться, что у меня куча рекламных проектов, что у меня огромная аудитория в «Инстаграме», где у меня восемьсот тысяч фолловеров. Этим людям нравится мой стиль и то, что я делаю. Я говорю сейчас не только про моих фанатов, но про абсолютно разных людей, которые спрашивают у меня советов о том, как одеваться, как воспитывать детей — меня сейчас просят выпустить книжку о воспитании. Кроме того, я начинаю создавать свою коллекцию одежды. Так что моя работа не дает мне стоять на месте. Поэтому обвинять меня в том, что я 24 часа в сутки участвую в каких-то склоках, не имеет смысла.

Степан Меньщиков, владелец event-агентства, старожил «Дома-2» (с 11 мая 2004 года по 28 февраля 2009 года и с 10 июля по 18 августа 2013 года):

Если человек хочет реализовать себя, начать свой творческий путь, осесть в Москве, сделать карьеру, то ему нужно идти на «Дом-2». Это определенного рода тренинг и социальный лифт. Просто кто-то едет вверх, а кто-то вниз: слава действует как увеличительное стекло, все качества человека, даже не самые явные, сразу же вылезают наружу. Тем, кто говорит, что «Дом-2» разлагает молодежь, я рекомендую заглянуть в себя. Мораль крепчает, когда тело дрябнет.

Мне удалось продержаться в «Доме-2» так долго потому, что я занимался делом, которое мне больше всего нравилось. Разумеется, «участник реалити-шоу» — это не должность, но у меня есть специальность: я окончил театральный институт в Екатеринбурге, и в «Доме-2» я оттачивал свое актерское мастерство, применял свои способности режиссера, продюсера. Я придумывал сценки, участвовал в них. Только благодаря своим личным качествам я смог продержаться в «Доме-2» пять лет — никто меня там не тащил, ни в чью койку я не ложился.

Сколько участников было в «Доме-2», столько было философий, характеров, целей и задач. У меня были свои цели: мне нужна была слава, я хотел заработать деньги, и я заработал. Как? На проекте существуют, во-первых, денежные призы, а во-вторых, с участниками заключают контракты, но про контракты я не хотел бы говорить — пусть это останется тайной.

Спустя четыре года после того, как я ушел из «Дома-2», мне позвонила команда проекта и пригласила провести там каникулы. У меня было свободное время, и я с удовольствием согласился. Но когда я снова пришел в «Дом-2», я сразу заявил, что я не участник, а приехал в гости: участники на проекте «строят любовь», а у меня после возвращения с проекта родился ребенок, поэтому меня взяли туда как специалиста по романтическим свиданиям — давать участникам советы.

Самый первый набор участников «Дома-2» можно назвать золотым составом: на проект пришли люди с серьезным характером. Благодаря им и продюсерскому коллективу «Дом-2» взлетел, как ракета на орбиту, и летает до сих пор. Тогда сам проект был новый, а сейчас хотя люди и новые, ситуации, случающиеся с ними, старые. Но, судя по цифрам рейтингов, у проекта все хорошо — цифры ведь Бог, так Гете сказал. Они не врут.

Отношения между участниками развиваются сами. Но если симпатичный человек приходит на проект и никак себя не проявляет, ему предлагают активизироваться. Если он не начинает шевелиться, то команда проекта рекомендует участникам голосовать против него.

Внешней режиссуры нет, но открою секрет: если на проекте происходит драка на камеру, то это косяк, дескать, драться — плохо, но если драка происходит вне поля зрения камер, то это двойной косяк. Понятно?

«Дом-2» начинался как проект, в котором участники строили дом и свою любовь. В итоге построено уже три дома, ребята там живут. Не знаю, чем они сейчас занимаются: наверное, дом перестали строить и теперь в два раза активнее строят любовь. Это напрямую отражает философию нашей страны. У нас сейчас в стране что-то строится? О’кей, была олимпийская стройка, потому что мы продали кучу нефти и газа. А так ничего не происходит, нет серьезных производств. Сталина не хватает! Мы живем сырьевой экономикой, и в «Доме-2» сейчас происходит то же самое. Но проект держится уже десять лет благодаря прекрасной команде организаторов, которые с самого начала им управляют, в первую очередь это шеф-редактор Саша Расторгуев и главный продюсер Алексей Михайловский. Им нужно поставить памятник. Когда закончится «Дом-2»? Хороший вопрос. Учитывая тот факт, что начинался он как проект на четыре месяца, а идет уже десять лет, можно сделать вывод, что не закончится он никогда.

Алена Водонаева, фотомодель, телеведущая, певица, участвовала в «Доме-2» с 10 июля 2004 года по 12 июня 2007 года:

Меня на проект «Дом-2» никто не звал, но у меня было сильное желание там оказаться. Я училась на журналиста в Тюменском государственном университете и защитила курсовую работу о реалити-шоу «За стеклом». Потом я решила сделать реалити-шоу и темой диплома: это было новое явление для российского телевидения, подобные работы никто из студентов еще не делал. Вот я и отправилась в «Дом-2» за практической стороной своего диплома. Теоретическую часть писала, уже будучи участником проекта, и дипломную работу в итоге защитила на отлично.

Реалити-шоу — это противоестественный процесс человеческих взаимоотношений. Это своего рода спортивные соревнования, только без каких-либо моральных и этических правил. Человеческие эмоции, слабости, привычки и прочее вывернуты, что называется, мясом наружу. Тогда, в 21 год, я об этом не думала, я просто развлекалась вот таким странным реалити-способом.

В «Доме-2» работают талантливые продюсеры, которые завели эту машину так, чтобы не пришлось участникам ставить какие-либо задачи и модерировать их поведение. Уже на кастинге команда проекта отмечает и выбирает людей, которые как типажи подходят для шоу, но при этом категорически не подходят друг другу. Поэтому конфликту быть.

Реалити-шоу «Каникулы в Мексике» не смогло повторить успех «Дома-2», хотя жизнь участников проходила на роскошной вилле на фоне восхитительной природы. Будучи ведущей «Каникул в Мексике — 2», я поражалась, когда своими глазами видела цифры рейтингов и понимала, что при всей нашей мексиканской красоте, с сумасшедшими пейзажами и закатами, «Дом-2» ежедневно побеждает нас с колоссальным отрывом. Дело в том, что людям из России, из регионов, которые как раз и делают эти рейтинги, не нужны закаты и сексуальные трусы на загорелой заднице. Им нужна их реальность, та, к которой они привыкли, которую знают. В крови русского зрителя нет этих пейзажей и в головах нет веры в то, что такая жизнь существует. Какая Мексика? Какой обслуживающий персонал и текила? Народу нужны кухня, ссоры из-за «баб и мужиков», сплетни, слезы, жалобы на жизнь и на «эту крашеную суку». «Дом-2» настолько отражает нашу реальность, что я как журналист и телеведущая стоя аплодирую людям, которые создают это шоу уже столько лет.

Если «Дом-2» ежедневно собирает у экранов такое количество людей, то это уже вопрос к ним самим. Мы все примерно представляем, как выглядит постоянный зритель этого реалити-шоу. Не хочу никого обидеть, тем более преданных поклонников шоу, но десятилетний просмотр этой программы превращается в определенный образ жизни. Мне он не близок.

Виктория Боня, телеведущая, актриса, модель, участница «Дома-2» с 9 мая 2006 года по 12 апреля 2007 года:

Когда я пришла на проект, никому не разрешали иметь телефон, пользоваться компьютером, брать выходные. С моим приходом правила изменились, я просто подошла к продюсеру и сказала, что мне необходимы выходные. Мне нужна была свобода и личное пространство, и команда проекта понимала это и правильно сделала, пойдя на уступки: было ясно, что если у меня не будет всего этого, то я уйду. В конце я появлялась на площадке пару раз в неделю.

Мне было тяжело там находиться: я человек непоседливый и чувствовала, что развития нет. Тем более там постоянно нужно было кого-то обсуждать, а я привыкла говорить людям все о них непосредственно в глаза. Через неделю после ухода мне позвонил продюсер и предложил другие условия участия, чтобы меня вернуть, но этого было недостаточно. Я ощущала личную деградацию, хотелось буквально побежать в музей, смотреть на искусство. К тому же я понимала, что я взяла оттуда все, что могла, и лучше уходить, когда ты на пике.

Я много путешествовала и встречалась со многими людьми, в том числе всемирно известными, но мало у кого из них была та звездность, которую я видела у некоторых участников «Дома-2». Когда я уходила с реалити-шоу, мне предложили вести проект на радио, и я с радостью согласилась, хотя многие участники, получая аналогичные предложения, отказывались, утверждая, что это не их уровень: они думали, что они суперзвезды, что, как только они выйдут за периметр «Дома-2», их сразу все захотят, что они начнут делать свои собственные проекты. Мне же был интересен опыт работы в прямом эфире, пусть даже за это платят копейки.

«Дом-2» — это срез нашего общества. Уверяю: во многих дворах еще хуже. Это то, как мы воспитываем своих детей, и то, сколько мы в них вкладываем. Мы просто не видим и не знаем, что делают наши дети, а наши родители не знали, как вели себя мы. Критикам «Дома-2» я порекомендовала бы воспитывать детей так, чтобы в их семье не было интереса к таким проектам, чтобы у них не было столько свободного времени, чтобы ежедневно смотреть реалити-шоу.

Продюсер «Дома-2» Алексей Михайловский: Под камерами раскалываются все

Продюсер «Дома-2» Алексей Михайловский: Под камерами раскалываются все

Собчак, Бородина, Водонаева и другие лица «Дома-2» — о том, почему люди смотрят его уже десять лет

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

СКакие проекты вы делали до того, как началось десятилетнее «реалити»?

Я занимаюсь телевидением больше двадцати лет, но до «Дома-2» я вообще не занимался развлекательным телеконтентом. В основном это были информационные программы либо политический пиар. Последние выборы, в которых я принимал участие, были в 1999 году. Тогда было межрегиональное движение «Единство», оно же «Медведь», в первой тройке которого были Шойгу, Карелин, Гуров. Я в этой тройке вел Карелина. Никогда не думал, что буду заниматься реалити-шоу, в тот момент я даже не знал, что они есть на свете. Я какое-то время работал в программе Александра Любимова «Здесь и сейчас» на «Первом», до этого мы с ним же работали на программе «Время», когда он ее возглавлял. После того как политическая часть моей работы на телевидении закончилась, Сергей Шумаков, который в то время был главным продюсером НТВ, пригласил меня делать утренний блок программ на НТВ. Я там проработал год и ушел с приходом Сенкевича, целый год ничего не делал, а потом один мой приятель, который был режиссером-постановщиком проекта «Дом», предложил мне роль руководителя проекта «Дом-2», чтобы я бардак превратил в систему. В итоге я листов на двадцать расписал им то, как система этого проекта должна функционировать. Заказчики ознакомились с концепцией и сказали: «О’кей, ты нам нужен!» Наше сотрудничество началось практически с нуля — нужно было найти землю, на которой все это строить, нужно было придумать периметр загородной съемочной площадки и решить, как он работает. Все это было сделано и запущено в ночь с 4 на 5 мая 2004 года и работает по сей день — мы внутри коллектива отмечаем «профессиональный праздник» именно в этот день, а не 11 мая, когда состоялся первый выход в эфир.

СИнтересно десять лет ходить на работу в один и тот же проект?

Он не один и тот же, он меняется вместе с людьми, чем-то обрастает. Жизнь-то идет. Этот проект создан для того, чтобы люди в нем находили друг друга, но лично для меня это большая школа жизни и человеческих отношений. Если суммировать собственные выводы, полученные за эти десять лет, то я могу сказать: нет неинтересных людей, есть неправильный угол зрения. Нельзя ничего обобщать, говорить огульно и приклеивать к кому-то ярлыки, ведь каждый человек — безусловно, каждый — достоин внимания. И наши участники приходят в «Дом-2» именно за вниманием, которого в жизни им не хватает, ведь это главное, что человеку нужно. Раньше, когда не было «Инстаграма», «Твиттера» и других соцсетей, люди, видя, что по улице шел оператор с видеокамерой, обязательно заглядывали к нему в объектив и махали руками. Каждый хочет заявить Вселенной и Господу Богу: «Я существую!» Сейчас это делают более осмысленно, создали разнообразные средства общения, в том числе и реалити-шоу. Для людей из очень далекого места, из безымянного двора, попасть в телевизор — огромнейший шаг в жизни. Правда, часто они не понимают, что с этим делать дальше, и мы пытаемся им это объяснить, если они начинают спрашивать.

СКак вы им это объясняете, особенно лузерам, тем, кто побывал в «Доме-2» дней шесть и потом благополучно из него вылетел?

Я не стал бы называть их лузерами. Просто у них здесь не получилось, все-таки это игра. С теми, кто здесь был шесть дней, ты не успеваешь пообщаться. В какие-то близкие отношения, не отношения продюсера и участника, а нечто большее, ты вступаешь с людьми, когда они здесь давно находятся и стали доверять тебе, а ты, в свою очередь, начал доверять им и немного понимать, чего они хотят, как им содействовать в продвижении. Например, если человек всю жизнь хотел петь и думает, что он может стать звездой, то почему бы не дать ему шанс здесь? Мы некоторым объясняли, что мы не музыкальная программа, да и не важно, как ты поешь, ведь сегодня за кого угодно может спеть машина, но важно уметь петь сердцем. Многих такое окрыляет.

СТо есть участника после «Дома-2» можно куда-то пристроить?

Пристроить можно кого угодно и куда угодно — именно пристроить. Но мы этим не занимаемся. Мы даем человеку на проекте возможность понять, что он собой представляет и что он может. Но самое главное, что мы даем человеку, — это понимание того, что кроме его мнения есть еще чье-то и это мнение неплохо бы уметь слушать. Одна из главных проблем взаимопонимания заключается в том, что люди друг друга не слышат. Мы будем стараться перекричать друг друга, считая свою точку зрения единственно правильной, — это касается всех сфер человеческой деятельности и всех существующих собраний. Поэтому я не вижу большой разницы между парламентом и лобным местом «Дома-2». Суть общения людей остается одинаковой: «Я умнее, чем ты, я лучше знаю», — только одни обсуждают то, как потратить бюджет, а другие — кто в какой домик заселится.

СБывали ли такие случаи, когда бывшие участники кричали: «Михайловский, вы мне жизнь изуродовали этим проектом»?

Бывали, и не раз. Есть и сейчас такие люди, которые попадают на проект во второй или в третий раз, притом что первое наше расставание было очень неприятным; они долгое время считали, что во всех их проблемах виноват либо я лично, либо проект вообще, но прошло время, и они поняли, что это не так, поэтому они снова здесь и мы находимся в прекрасных отношениях. Победа происходит тогда, когда человек понимает, что виноват он сам. Первые «пятнадцать клевых людей» со мной периодически созваниваются, они были на моей свадьбе, а Рома Третьяков был ее ведущим. Хотя Рома какое-то время, когда еще был с Бузовой, ненавидел меня. В его книжке — в финальной части трилогии, которая посвящена практически мне и называется «П... роману с Бузовой», — рассказывается, как мы бились за бессмертную душу Оленьки, потому что он хотел увести ее с проекта, а я хотел сделать ее ведущей. В книге он писал, как мечтает засесть где-то за периметром «Дома-2» с винтовкой, оснащенной оптическим прицелом, красочно описывал, как разлетаются по кабинету мои мозги. А сейчас мы с ним вспоминаем об этом со смехом, потому что это всего лишь какая-то временная злость. У нас были непростые отношения, и даже хорошо, что он написал про это книжку: людям, которые собираются войти в телебизнес, неплохо бы ее почитать, чтобы понять, как и ради чего в нем взаимодействуют люди.

СПочему к вам возвращаются?

Потому что здесь есть некая общность людей, которые друг друга стремятся понять, даже если иногда это кажется невозможным. А когда не стремятся они, то мы сами стремимся найти точки соприкосновения между людьми, находящимися буквально на разных полюсах в своем отношении к жизни и понимании разных вещей. Безусловно, люди приходят сюда изначально для того, чтобы заявить о себе, но это гораздо лучше, чем остаться в подъезде пить пиво или заниматься чем-то еще более неприятным. Мы все понимаем, что молодые люди иногда пьют, употребляют наркотики, ругаются матом, дерутся, занимаются беспорядочным сексом. Вырезать это и говорить, что этого не существует, как любят делать женщины-депутаты: «Если убрать это с телевидения, то этого не будет никогда», — преступно и опасно. Как будто они сами такими не были.

СЛюдмила Васильевна Стебенкова, ветеран войны с «Домом-2», однозначно такой не была.

Все отрицательные явления, как всегда, более активны, чем положительные, они более заметны, и невозможно от них всю жизнь бегать. Я не могу с ними бороться на улицах, но здесь — могу: у меня есть для этого достаточное количество власти и ресурсов. Причем власть не на первом месте, поскольку я вызываю человека к себе в кабинет на разговор тогда, когда все возможности объяснения через коллектив были использованы.

Где еще на телевидении есть программа, в которой молодые люди собираются и доверительно и на доступном для них уровне обсуждают свои проблемы, находя решения? Разнообразные интервьюеры и нелюбители нашего шоу говорят: «Да кто они такие, чтобы это обсуждать?» Такие же, как и мы с вами, имеющие право обсуждать это так, как они хотят и как понимают. Говорят: «Вам на проект нужны психологи!» — нет, не нужны. Любой психолог еще больше хочет внимания, потому что ему нужно продать свои услуги после того, как он появится на телике, и на телик они приходят только для того, чтобы свои услуги продавать. Поэтому мы их сюда не приглашаем, мы сами себе здесь психологи.

СВы говорите, молодые люди в «Доме-2» обсуждают друг с другом свои проблемы доступным языком. А меж тем они потихоньку понимают законы драматургии и начинают вести себя скандально для привлечения внимания.

Это есть, безусловно. И это закон, который относится не только к данному телешоу, а к любому коллективу вообще. Когда вы устраиваетесь на новую работу, вы понимаете, что здесь принято себя вести определенным образом и делать определенные вещи, чтобы добиться внимания начальства или получить повышение. Люди ищут возможность динамики, продвижения. Они понимают, что за конфликтом интереснее наблюдать, он создает большую динамику.

Суть хороших вещей познается через плохие, через разницу между ними. Люди, совершая плохие поступки и получая здесь ответ на них, делают выводы гораздо быстрее, чем в жизни вне реалити-шоу, потому что здесь находится общество, которое не дремлет 24 часа в сутки. Живущие здесь люди имеют фантастическую возможность наблюдать самих себя в динамике, через шесть дней включая в айпаде эфир и глядя на себя со стороны, а вот у вас нет такой возможности, и у меня ее нет.

СЧеловек, таким образом, очень быстро становится хорошим стратегом для самопродвижения на проекте, каковым, например, стал Степан Меньщиков. Он ждет предложений от режиссеров, хочет играть в кино. В последний раз я его видела в VIP-лаунже на Mercedes-Benz Fashion Week — как и почему он оказался среди «випов»? Потому что он успешный стратег.

А разве это плохо, когда человек приобретает свою модель поведения, которая позволяет ему не утонуть и быть на плаву?

СНо такое «реалити» уже не совсем «реалити». Участник «Дома-2» не может забыть про камеры, он прекрасно знает, где он и что он здесь делает. Он осознанно или неосознанно работает на камеру.

Я не знаю ни одного супермена, который 24 часа в сутки в течение 365 дней в году не прокололся бы под камерами. Безусловно, приходя сюда, они выбирают какую-то модель и начинают по ней жить, но это раскрывается быстро. И вот, когда это раскрывается, происходит самое интересное, потому что все остальные этого очень ждут, они уже опытные. Разве это не интересно? Вы говорите, что все в «Доме-2» играют — да все мы играем так или иначе в какую-то игру: вы в свою, я в свою. И у кого больше возможностей и вариантов этих игр в жизни, тот и побеждает.

СМне кажется, у всех участников «Дома-2» квест: остаться на проекте любой ценой.

Нет-нет! Мы можем позвать сюда девушку, которая на проекте не так давно. У нее никакого квеста нет, ей мужика хочется, а она найти не может! Никто не соглашается. Это жизнь. И если люди в ней пытаются выглядеть не тем, кто они есть на самом деле, — это тоже часть жизни, она заметна и поучительна.

СУ меня есть близкая подруга, которая была несколько лет назад участницей проекта «Дом-2». Когда я с ней обсуждала ее опыт, она рассказала любопытную вещь, дескать, участники очень быстро рассаживаются по углам и ничего не делают, никакого движения не происходит, поэтому рабочая группа начинает их заряжать: «У Паши и Маши свидание, тебе же Маша нравится — иди, сорви свидание». То есть участникам предлагаются сценарии для раскрутки, но если кто-то откажется такой сценарий воплощать раз, другой, третий, то его потихоньку из «Дома-2» сливают.

Так бывает, но это не тренд. Бывает это в таком случае, когда в новом участнике мы чувствуем потенциал той самой динамики, о которой я говорил, и пытаемся подсказать какие-то модели действий. Но это не является сценарием, мы здесь не можем никому приказывать или указывать, мы предлагаем варианты. Иногда участник сам приходит и говорит, что не знает, что ему делать, и мы начинаем разбирать возможные варианты решений с учетом того, кто ему нравится на проекте. Действительно, может быть ситуация, о которой вы рассказали: у двоих свидание, а третий к ним пришел и что-то сделал. Но что плохого-то? Люди, которые попадают сюда, еще не до конца понимают, что здесь можно делать, а что нельзя. И ты им объясняешь: в том, что они сейчас будут делать, ничего страшного нет, но ты можешь тем или иным действием проявить себя, продемонстрировать характер и высказать ту позицию, которую ты носишь в себе. Попадая сюда, люди первую неделю-две привыкают к тому, что их о чем-то каждый день спрашивают, а они должны отвечать. Тот же стратег Степан Меньщиков, когда пришел сюда, вначале совсем не мог говорить, в какой-то момент у него даже случилась лицевая судорога и мы ему врача вызывали. Приходили люди, которые говорить не умели нормально, а уходили — шутили, анекдоты рассказывали. Ты немножко влияешь, подталкиваешь человека, как шарик, а дальше он катится сам. Ты же ему не нарисовал траекторию, ты просто подтолкнул.

СКак-то же драматургия строится?

Как можно построить драматургию, чтобы она устроила всех? «Дом-2» — это не книжка, не спектакль. Спектакль — это форма конечная, у нас же шоу, в котором идет жизнь, а мы следуем за этой жизнью, иногда подталкивая или останавливая какие-то события.

СНа что люди могут пойти, чтобы попасть на шоу? Интим предлагают вашим кастинг-менеджерам?

Таких глупостей никто не делает, потому что у нас не кино и перед кандидатами на кастинге не сидит великий кинорежиссер.

СВ фильме Виталия Манского «Девственность» показывали довольно отвязных девиц на кастинге «Дома-2», они и грудь оголяли.

Я знаю Манского и прекрасно с ним работал, когда телеканал ТНТ поручил ему снять этот фильм. Но речь шла не о фильме «Девственность»: канал ТНТ заплатил Манскому из своего бюджета, чтобы он снял документальный фильм про «Дом-2». А господин Манский снял совершенно другое. Он, конечно, отдал нам продукт, который должен был сделать для ТНТ, но это нельзя было назвать кино. Он снимал другой, свой фильм, в котором притянул за уши все, что только можно. Никакого интима здесь никто никому не предлагает.

СТак и в фильме «Девственность» не предлагали, там просто показывали довольно пробивных девушек.

Я помню. Из этих «пробивных» у нас в шоу была только одна, которую мы взяли по просьбе Манского — он сам отбирал ее на кастинге и просил, чтобы она была. Поэтому цена этому фильму грош, правды там нет. Текст Димы Быкова там просто потому, что Дима ненавидит «Дом-2» и сказал, что «продюсер льет воду на мельницу дьявола». Не знаю, что я ему сделал, я с ним даже не знаком. Александр Гордон Манского приложил у себя в «Закрытом показе» очень сильно, он пригласил на программу эту самую девочку, которая рассказала, что, о чем и как Манский вынудил ее сказать. Но мы про него уже забыли, с тех пор мы не общались. После фильма «Девственность», по мнению Виталия Манского, все должны были ужаснуться и сказать: «Боже! Как же мы раньше этого не видели, Виталий открыл нам глаза!» Но прошло шесть лет, фильм «Девственность» никто не помнит, кроме нас с вами, а «Дом-2» живет и будет жить в веках.

СКого тогда ваш настоящий кастинг-менеджер берет на шоу?

Вопреки сложившемуся мнению, мы не берем людей, категорически несовместимых друг с другом, — мы берем людей с характером и с минимальным пониманием того, чего они хотят от жизни. Последнее — сложно: из ста человек на кастинге попадается от силы пять таких, а может, ни одного во всей сотне.

СНе могу не спросить про Наталью Варвину (участница «Дома-2» с 2007 по 2011 год, которая вышла замуж за Алексея Михайловского в 2013 году. — Прим. ред.). Участник проходит кастинг и говорит, к кому он идет — Варвина изначально шла к Степану Меньщикову. Камеры висят везде, вся рабочая группа знает участников как облупленных и в курсе их отношений и романов. Как у руководства и членов рабочей группы после этого складываются отношения с участниками «Дома-2»?

Так же, как это случается в жизни: в какой-то момент возникает влечение, флюиды, искра. Все начинается с флирта, а дальше получается то, что получается: полюбили, женились, обвенчались.

СПо-моему, человек идет на «Дом-2» не с той же мотивацией, что ребенок, например, идет в передачу «Джунгли зовут». Сюда идут люди, которые не просто тоже хотят попасть в передачу — сюда идут, в первую очередь, очень расчетливые люди, у которых есть большая цель.

Да, в том числе и такие. Но если бы все были такие, у нас бы не получилось этого шоу.

СТо есть Иванушки-дурачки тоже есть?

Безусловно.

СНаверное, они и сливаются через шесть дней.

Далеко не всегда. Я бы не хотел произносить слово «дурачок» по отношению к кому-либо из участников. Но эти «Иванушки» потом вырастают в рыцарей, в Илью Муромца или кого-то еще. Самый частый вопрос мне: «Почему люди смотрят проект так долго?» Потому что в нем очень заметно, как люди меняются, в какой динамике они существуют, какие решения они принимают, на что они идут и ради чего. Поэтому пришедший сюда Иванушка, Аленушка или гадкий утенок меняются в течение, конечно, не шести дней, а более длительного времени — и это очень интересно. Зритель существует в бесконечном сравнении самого себя с тем, что он видит на экране. И сравнения эти бывают очень разными, как в его пользу, так и не в его пользу. А иногда это не сравнение, но злорадство от того, что ты пришел злой с работы, а по телевизору показывают, как кому-то еще хуже. Когда мы читаем книжки или смотрим кино, мы тоже это делаем. Но «Дом-2» — это не книжка и не кино. Шоу смонтировано как сериал, но круто то, что это самая реальность.

СВы говорите о «Доме-2» как об очень гуманистическом проекте. Но сколько людей я знаю, все они считают, что «Дом-2» — это низкопробный продукт.

Не считаю возможным и необходимым оспаривать их мнение. Если люди в этом так уверены, почему я должен их разубеждать? Есть масса других людей, которые этот проект смотрят, он им нравится. Меня устраивает количество этих людей, и мне другого не нужно. Я скажу еще, почему так получается, что «Дом-2» все критикуют. Когда вас о чем-то спрашивают в рамках соцопроса, особенно о том, что находится, грубо говоря, на грани, вы всегда скажете неправду, потому что даже в этом соцопросе вы в данный момент хотите выглядеть лучше, в том числе и в своих глазах. Но есть холодные, абсолютно сухие цифры, которые присылает товарищ TNS каждый божий день, и по ним все прекрасно видно. Если люди выбирают этот продукт, значит, он им близок, нужен и важен.

СЕсть же еще так называемый «хейтвотчинг»: «ненавижу, но смотрю».

И это тоже есть. Но когда Владимир Познер сказал, что если по телевизору будут постоянно показывать голую задницу, то и голая задница будет популярной, он сделал слишком большое обобщение — я так не думаю. У нас не глупый народ, далеко не глупый.

СПочему вы переехали на другую «поляну» (загородная съемочная площадка “Дома-2”. — Прим. ред.)?

Потому что та отработала десять лет, и те строения, то оборудование, на котором мы начинали тогда работать, конечно, как-то обновились, но не так сильно, как того требует задача. Наступила эра HD-телевидения, а на той площадке на него невозможно было перейти, не остановив производство. Остановить же производство, как вы понимаете, просто нельзя. Поэтому была построена практически полная копия старой площадки, только уже с более сложной техникой, позволяющей выходить в формате, которого требует сегодняшний день. У нас, кстати, скоро появится еще одна площадка, помимо городской и «поляны». Это будет остров с пальмами, а лозунг площадки будет такой: «Брось цивилизацию ради любви».

СГибрид «Последнего героя» и «Дома-2»?

Это не «Последний герой». Мы еще не строили любовь в условиях, когда есть только джунгли, бамбук, парочка гвоздей и молоток. Полагаю, мы найдем людей, которые бы согласились рискнуть.С

Собчак, Бородина, Водонаева и другие лица «Дома-2» — о том, почему люди смотрят его уже десять лет