Фото: Городская клиническая онкологическая больница № 1

Что такое онкорейтинг

Онкорейтинг — это оценка работы онкологических больниц. Она складывается из результатов опроса пациентов и из оценки медицинской деятельности стационара. Такой рейтинг помогает отслеживать все самые важные аспекты оказания онкопомощи. Например, оценивается соблюдение сроков подтверждения диагноза, соблюдение сроков начала лечения. Пациенты же могут оценить, насколько полную информацию о своем диагнозе и лечении они получили от врачей. Это отличный инструмент, который полезен как врачам для улучшения своей работы, так и пациентам для получения объективной информации о медучреждениях.

Инфографика: Мария Аносова

В онкорейтинг входят все пять якорных многопрофильных онкологических центров Москвы. На первом месте по итогам 2022 года — Московский клинический научный центр имени А. С. Логинова; далее — Городская клиническая онкологическая больница № 1; Городская клиническая больница имени С. П. Боткина; Московская городская онкологическая больница № 62; Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка».

По итогам первого квартала 2023 года опубликован обновленный рейтинг. Лидером стала городская клиническая онкологическая больница (ГКОБ) №1.  

«Подводим итоги работы онкологических стационаров за январь — март 2023 года. Обновленный рейтинг возглавила городская клиническая онкологическая больница №1. Она получила высокую оценку пациентов и продемонстрировала хорошие медицинские результаты. Мы регулярно обновляем рейтинг — его данные помогают медучреждениям на постоянной основе анализировать свою работу и, если требуется, вносить коррективы. Поэтому список лидеров среди онкостационаров очень подвижный и постоянно меняется. Та же онкологическая больница №1, которая сегодня возглавляет рейтинг, еще несколько месяцев назад была на четвертом месте. Такая здоровая конкуренция и стремление становиться лучше способствуют развитию столичного здравоохранения. В конечном счете это отражается на качестве медицинской помощи, которую получают москвичи. Кроме того, открытая публикация рейтинга позволяет пациентам сориентироваться, где они могут получить качественную специализированную помощь в столице», — сообщила вице-мэр Москвы Анастасия Ракова.

Инфографика: Мария Аносова

Как строится рейтинг

При составлении рейтинга учитываются два основных фактора. Первый — медицинские показатели, куда входит, в частности, выполнение всех необходимых исследований, соблюдение сроков верификации диагноза, разработки тактики лечения и так далее. Второй — отзывы пациентов о работе онкоцентров. Анкеты, по которым проводился опрос, соответствуют международным стандартам. С их помощью оценивается уровень информированности человека о результатах исследований, итогах консилиумов, плане лечения, возможных осложнениях и многое другое. Обратную связь собирает служба персональных помощников, которые сопровождают пациентов на всех этапах лечения: помогают записаться на прием, напоминают о визитах к врачу, информируют о возможных изменениях в маршрутизации.

Инфографика: Мария Аносова

Чем рейтинг полезен для больниц, врачей и пациентов

Для медучреждений результаты рейтинга — удобный инструмент, позволяющий более полно и объективно проанализировать свою работу и внести необходимые коррективы. Составление такого рейтинга способствует развитию здоровой конкуренции между персоналом больниц — все сотрудники стремятся выполнять свою работу максимально профессионально. Что касается пациентов, то рейтинг дает им информацию о том, где можно получить наиболее качественную онкопомощь. Кроме того, они могут быть уверены в том, что им гарантировано оперативное и эффективное лечение, так как рейтинг позволяет измерять и контролировать эти важные параметры. 

Сергей Партс, заместитель главного врача по медицинской части ГКОБ № 1

Система рейтинга направлена на то, чтобы показать сотрудникам наших онкологических якорных стационаров, где есть достижения и над чем еще нужно работать. Поскольку все больницы Москвы работают в едином информационном пространстве, можно легко просмотреть и проанализировать все этапы лечения, в том числе госпитализации или экстренные госпитализации.

Очень важен анализ пациентского рейтинга. Мы получаем обратную связь от пациента — насколько ему понятны этапы обследования и лечения, информирован ли он о результатах онкологического консилиума и плане лечения. Обычно мы направляем пациентов по оптимальному лечебному маршруту, в ближайший онкоцентр. Это нужно для того, чтобы не терять время, как можно быстрее провести диагностику и начать лечение. 

Однако, если пациент ориентируется на рейтинг и хочет попасть в какую-то определенную клинику, к конкретному врачу — это также возможно. Наша система как раз и служит таким компасом, который помогает не потеряться и получить всю необходимую профессиональную медицинскую помощь.

Игорь Хатьков, главный внештатный специалист онколог, директор Московского клинического научно-практического центра имени А. С. Логинова 

Что касается рейтинга медицинских учреждений, то это практика, распространенная в мире. Часто такие рейтинги составляют сами клиники или же независимые общественные организации, что позволяет пациентам сориентироваться, где и какой вид помощи оказывается наилучшим образом. Правильно, что и в Москве введена система рейтингов онкоклиник. Такое решение будет способствовать повышению качества оказания медицинской помощи, а также поможет пациентам в выборе стационара. При составлении рейтинга учитываются как объективные параметры, так и субъективное мнение пациентов — получается комплексная оценка.

Константин Касапов, онколог, хирург, Медицинский центр «СМ-Клиника»

На мой взгляд, рейтинг онкостационаров полезен, это хорошее дело. При составлении рейтинга учитываются как внутренние, медицинские критерии, так и внешние, общедоступные. В случае с рейтингом онконцентров был как раз использован такой комплексный подход, он помогает оценить работу каждой клиники максимально полно. В составлении рейтинга должны быть учтены мнения всех участников лечебного процесса — от руководителя до пациента. Для клиник такой рейтинг может быть полезен вот чем: есть возможность посмотреть структуру, выяснить, за счет чего снижается общий показатель, и работать над улучшением именно этого звена — таким образом повысить уровень оказания медицинских услуг.

Фото: Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка»

История вопроса

С 2019 года в Москве происходит масштабная реорганизация и модернизация онкологической службы, был утвержден и внедрен новый стандарт оказания онкологической помощи. 

Реализация проекта включала несколько этапов: сначала на базе ведущих больниц города создали многопрофильные онкоцентры. Затем к ним присоединили современные центры амбулаторной онкопомощи (ЦАОП) — диагностические подразделения, в которых проводится весь спектр исследований на оборудовании экспертного класса в комфортных условиях. 

Также были открыты современные патоморфологические лаборатории, где доступны все виды лабораторных исследований для максимально точной постановки диагноза. Здесь оперативно обследуют пациентов с подозрением на онкологию и при необходимости направляют в стационар для получения комплексной высокотехнологичной онкологической помощи. Кроме того, на всех этапах лечения пациента сопровождает персональный помощник.

Модернизация онкослужбы позволила сосредоточить в одном месте технологические и кадровые ресурсы. На сегодняшний день пациент может получить всю необходимую помощь в рамках одного учреждения, начиная с постановки диагноза, прохождения всех обследований и заканчивая диспансерным наблюдением. Благодаря внедрению нового стандарта удалось сократить время постановки диагноза, обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса и нарастить объемы специализированной онкологической помощи. 

И самое важное — значительно повысить эффективность лечения онкозаболеваний. Это подтверждают статистические данные. Выявление рака на ранних стадиях увеличилось до 65%, на нулевой стадии — в 3,5 раза, число госпитализаций выросло втрое, а смертность в течение первого года после постановки диагноза по сравнению с данными 2010 года снизилась вдвое — до 13,1%. 

В 2023 году обновление онкологической службы продолжится, как и практика составления рейтинга онкоцентров. Список критериев будет расширяться, чтобы результат был еще более объективным.

Игорь Хатьков, главный внештатный специалист онколог, директор Московского клинического научно-практического центра имени А. С. Логинова

Специфика работы онкоцентров заключается в нескольких моментах. Благодаря реорганизации, которая произошла в московской онкослужбе, амбулаторные подразделения в виде Центров амбулаторной онкологической помощи стали структурным подразделением стационаров. И таким образом руководитель онкологического центра, работающего либо как самостоятельное учреждение, либо в составе многопрофильной клиники, имеет возможность контролировать весь процесс прохождения пациентом лечения — от диагностического этапа до перехода в стационар и диспансерного наблюдения. 

Пациент фиксируется в информационной системе, которая на сегодняшний день распространена на все онкологические учреждения, — таким образом обеспечивается контроль и возможность управлять движением пациента на всех точках взаимодействия с врачом. Второй важный момент — в онкологии решения должны приниматься максимально быстро, чтобы можно было начать оказывать специализированную помощь. Конечно, это не такие сжатые сроки, как при экстренных ситуациях, например инфаркте миокарда или желудочном кровотечении, но все равно действовать нужно оперативно.

Лечение пациента с онкологией — это, как правило, комплексная задача, решение которой идет по трем направлениям: хирургия, лекарственная и лучевая терапия. Выбор траектории лечения зависит от стадии опухоли, от ее морфологической характеристики и так далее. Поэтому много времени уходит на точную диагностику, ряд обследований просто невозможно сделать за короткое время (например, результаты гистологического исследования иногда приходится ждать до пяти-шести дней — и это при использовании самого современного оборудования).

Важно, чтобы не было задержек ни на каком из этапов. В этом тоже заключается специфика работы с онкологическими больными. На сегодняшний день у нас разработаны клиентские пути, в которых прописано, что нужно делать с момента возникновения подозрения на онкологическое заболевание каждому врачу, четко указаны сроки выполнения каждого этапа, и все это отображается в информационной системе до этапа пожизненного диспансерного наблюдения. Там же можно увидеть результаты анализов и обследований пациента. Конечно, реорганизация и модернизация онкоцентров положительно повлияла на эффективность нашей работы. Концентрация как материальных, так и интеллектуальных ресурсов позволяет вывести онкологическую помощь на более высокий уровень.

Подготовила Ирина Федотова