Константин Бронзит
Фото: предоставлено PR-службой кинокомпании СТВ
Константин Бронзит

Как создавался первый мультфильм про богатырей — «Алеша Попович и Тугарин Змей?»

В 2003 году историю про «Алешу Поповича и Тугарина Змея» на студию «Мельница» прислал кавээнщик и сценарист из Днепропетровска, совсем юный Максим Свешников. Сценарий был коротким и на тот момент никак не тянул на полнометражный фильм. Но тогда студии нужно было срочно запускать в производство какой-то новый проект. Чтобы получился полноценный сценарий, мы вместе с продюсерами что-то переписали, а что-то добавили. Мультфильм придумывался буквально на ходу — когда первые эпизоды пошли в производство, десятый еще только обсуждался. 

Как вы придумывали персонажей?

Для крупных студийных проектов персонажи не создаются кем-то в одиночку — это всегда большой коллективный труд. Художник-постановщик рисует эскизы, но все они обсуждаются с продюсерами и режиссерами. В процессе работы образы могут меняться не один раз: какие-то детали героев, например размер головы или цвет обуви, все это претерпевает много трансформаций. То есть все время идет поиск «идеального» варианта. Кстати, особенность мультфильма про Алешу Поповича в том, что он весь технически нарисован довольно небрежно. Но в цвете и графике он выглядит очень гармоничным. Получилась красивая, нестандартная картинка. Мне страшно нравится этот дизайн. Последующие фильмы про богатырей получились уже другими — более аккуратными и довольно тщательно прорисованными, то есть более традиционными. Вообще, постановочная часть «Алеши» в своей грубоватой простоте сильно отличается от всех последующих «богатырских» фильмов.

Кадр из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»
Фото: Анимационная студия «Мельница»
Кадр из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»

В одном из интервью вы говорили, что всегда забываете о мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» как о своей работе. Почему?

Да, все верно. Это странно. Я почему-то часто про него забываю, хотя это тот фильм, которым по прошествии 20 лет имеет смысл хвастаться. До сих пор на «Кинопоиске» у «Алеши Поповича» самый высокий рейтинг среди всех мультфильмов франшизы. Но в моей голове этот проект находится где-то на задворках, как совсем не главная моя работа. Проекты, о которых вспоминать не нужно, — это, конечно, мои авторские фильмы. Притом что я работал над «Алешей Поповичем» так же самозабвенно, как над своим авторским кино. 

Как вы придумывали смешные ситуации, в которые попадали герои?

Для создания смешного нет никакой специальной технологии. Профессиональный мозг режиссера заточен на то, как придумать забавную ситуацию, и он умеет предполагать, насколько смешно она будет выглядеть на экране. Процесс создания фильма, как любой творческий процесс, страшно интимный. Он может происходить только в минуты полной отрешенности от мира. Точное решение может застать тебя и дома в кровати, и за рабочим столом, и даже в отпуске на море. Сначала ты видишь в своей голове фрагменты, а потом ты их собираешь, как пазлы, в полноценный эпизод. Важно понимать, что для смешных ситуаций всегда нужны какие-то предпосылки.

Константин Бронзит
Фото: предоставлено PR-службой кинокомпании СТВ
Константин Бронзит

Заставить засмеяться ребенка не сложно. А как заставить засмеяться взрослого?

Рассмешить взрослого человека в кино — сложная задача. Его не удивишь просто падающим персонажем, поскользнувшимся на банановой кожуре. Приходится идти на хитрости, придумывать что-то новое, такое, чего человек раньше не видел (или не слышал, если это касается диалогов). Среднестатистическое чувство юмора присуще почти каждому человеку, но, чтобы рассмешить взрослого зрителя, нужно пытаться придумать неожиданную ситуацию.

Мультфильму «Алеша Попович и Тугарин Змей» в следующем году исполнится 20 лет. Когда вы работали над этим первым проектом, могли представить, что история про богатырей станет такой успешной?

Нет, представить такое было невозможно. Мы просто стремились сделать качественный продукт. Конечно, все уповали на удачу, но возможного провала никто не отменял. Мультфильм тогда заработал в прокате чуть больше 48 млн рублей. Сейчас эта сумма кажется скромной, но по тем временам это был успех. Если бы проект получился посредственным и не понравился бы зрителям, то ни о каком продолжении не было бы речи.

Многие ругают франшизу и сравнивают фильмы с конвейером. Как вы относитесь к критике зрителей? 

Легко представить, что кто-то уже пресытился фильмами про Джеймса Бонда, но мне, например, он не надоел. Точно так же люди ругают долгоиграющий голливудский проект «Форсаж», насчитывающий уже 10 фильмов. Если кому-то не нравятся «Богатыри», ок, не ходите в кинотеатр, никто никого насильно не тащит. Но найдется большое количество людей, которые с удовольствием посмотрят новый фильм. Он создан для отдыха. Это новогоднее традиционное развлечение. Пойти в новогодние каникулы на новых «Богатырей» — своего рода ритуал, символизирующий праздник. Для многих это стало уже семейной традицией. 

Вы участвовали в создании только двух фильмов франшизы — самого первого «Алеша Попович и Тугарин Змей» и девятого «Три богатыря и наследница престола» (2018). Почему вы больше не работали над этим проектом? 

Я не люблю долго топтаться на одной и той же территории. Мне всегда интересен новый материал. Поэтому после «Алеши Поповича» я не участвовал в создании последующих фильмов. Мне не хотелось, чтобы меня ассоциировали только с этим проектом. К тому же я был сильно сосредоточен на других работах, снимал авторское кино. 

А расскажите о ваших авторских проектах. Чем вас вообще привлекла анимация?

Я рисовал мультфильмы и комиксы с самого детства. По-настоящему я «заболел» анимацией, когда ребенком увидел старый американский мультсериал «Могучий мышонок». Да, я создаю полнометражные мультфильмы, но больше всего мне нравится делать авторские короткометражки. Среди своих работ могу выделить «Мы не можем жить без космоса», «Уборная история — любовная история», за которые я получил номинации на премию «Оскар» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм». В 2006 году на крупнейшем фестивале анимации Annecy мой фильм «На краю Земли» критики включили в сотню лучших мультфильмов всех времен и народов наряду с фильмами Диснея, Норштейна и многих других титанов анимации. Обо всем этом я не мог даже мечтать.

Приглашали ли вас работать в Голливуд?

Да, мне предлагали такую возможность. Когда я был в Голливуде, мне посчастливилось пообщаться с людьми, за встречу с которыми многие могли бы дорого дать. Но… потом все равно вернулся в Россию. Я не нашел в себе уверенности, что смогу справиться с задачами такого уровня. Боюсь, моих знаний и умений для этого недостаточно. Это одна из причин, почему я никогда не жалел о своем отказе. Я скажу честно: я не умею делать такие мультфильмы, как, например, «Вверх», «Кунг-фу Панда» и им подобные.

А что вы можете сказать о состоянии отечественной анимации? 

За эти 25 лет в нашей индустрии произошли колоссальные изменения. Появилось множество студий, снимается огромное количество проектов. Конечно, нам далеко до Голливуда. Но США — страна с другим менталитетом. Там больше любят кино, а не литературу. Россия, наоборот, литературоцентричная страна. Поэтому у нас никогда не будут производить так много фильмов, как в Голливуде. Даже на те немногие российские проекты, которые выходят в кинотеатрах, люди идут неохотно. Зритель по-прежнему с недоверием относится к отечественному кинематографу. И, увы, не без оснований. Достаточно посмотреть на качество лучших фильмов, которые снимают у них и которые снимают у нас. У нас нет и никогда не будет своего «Форреста Гампа», да и многих других. Исключения составляют разве что разрекламированные блокбастеры или фильмы, основанные на известных с детства любимых сказках: «Чебурашка», «По щучьему велению», «Конек-Горбунок», «Богатыри». Но на что-то оригинальное и новое отечественного производства зрителя заманить очень сложно.

Константин Бронзит
Фото: предоставлено PR-службой кинокомпании СТВ
Константин Бронзит

Над каким проектом вы работаете сейчас?

Я работаю над полнометражным мультфильмом «Лунтик. Возвращение домой». Это будет большая самостоятельная история, которая вытекает из сериала. Для меня это настоящий профессиональный вызов — на основе детского материала сделать интересный семейный фильм. Я как режиссер сменил угол зрения и привнес в новый проект элементы триллера. Дети любят страшилки. Там будут погони, новые персонажи, но и про юмор мы тоже не забыли, так что зрителям должно понравиться. Фильм мы заканчиваем в апреле 2024 года. Вскоре после этого он должен появиться в прокате. Так что добро пожаловать в кинотеатры. И обязательно пишите о нем ваши отзывы.

Беседовала Ирина Филиппова