Фото: Александр Медведев
Фото: Александр Медведев

У зданий, построенных в России до революции, непростая судьба. Темные события, происходившие на сломе эпохи, нарушили привычный ход вещей, перемешали роли. Иная церковь стала складом, построенный некогда модным архитектором особняк — коммуналкой. Спустя десятилетия часть строений была «реабилитирована», другие оказались утрачены — разрушились по недосмотру или пошли под снос, уступив место строительству лучшего будущего. Но в череде этих грустных историй случались и счастливые исключения.

В начале 1900-х годов челябинский уездный комитет попечительства о народной трезвости решил, что для благополучной жизни горожанам недостает организованного досуга. Так на окраине города (теперь это центр) появилось здание с колоннами — Народный дом, аналог советского дома культуры. Землю выделили городские власти, деньги на строительство дали Оренбургский губернский комитет и меценаты.

«Большая площадь на окраине города. Унылое место. И вот общество народной трезвости задумало создать культурное пространство — Народный дом, — рассказывает Нина Бровман, участник секции критиков при Челябинском областном отделении Союза театральных деятелей России. — Представляю, как шикарно смотрелось это здание в скромном Челябинске — настоящий дворец. Оно было не просто солидным и красивым — оно воплощало передовые технические новинки: в этом здании, одном из первых в городе, был водопровод. Что только не располагалось в Народном доме: и детский сад, и госпиталь, и Совет рабочих и солдатских депутатов. До и во время войны здание реконструировали: появилась сценическая коробка, изменилась входная группа. В 1980-х восстановили исторический облика фасада здания».

«Народный дом» видел многое, но та роль, что отвели культурному учреждению его создатели, исполнялась исправно. С 1982 года дом с колоннами отдали Челябинскому государственному драматическому «Молодежному театру» (до 2011 года — театр юного зрителя). Многие поколения челябинцев начали свое знакомство с театром именно здесь.

Каким бы крепким ни было здание, рано или поздно наступает время капитального ремонта. В «народном доме», простоявшем более ста лет, такой ремонт впервые сделали в 2019–2020 годах. На средства, выделенные нацпроектом «Культура», в театре обновили зрительный зал, фойе, восстановили паркет из натуральных пород дерева. Привели в порядок инженерные конструкции сцены, системы отопления и противопожарной системы, установили современное звуковое оборудование. Внешне здание театра тоже преобразилось: отремонтированы фундамент и фасад, появилась новая красивая подсветка, благоустроена территория.

Фото: Александр Медведев
Фото: Александр Медведев

После ремонта у театра появилось дополнительное пространство, где ставят экспериментальные спектакли. «Мы заметили, что пошло поколение, которое стремится сходить на спектакли по современным пьесам, либо на осовремененную классику. Их привлекает эксперимент, что-то новое, — рассказывает главный режиссер театра Иван Миневцев. — Это нормально, когда молодой человек осознанно приходит в театр и ожидает увидеть что-то неожиданное, то, что не показывали родители и школа». По словам главного режиссера, новая сцена дала труппе свободу эксперимента, позволила смелее выбирать материал и пробовать то, что нельзя делать на большой сцене.

Фото: Александр Медведев
Фото: Александр Медведев

В «Онегине» здесь три Татьяны и картонный оркестр. Бутафорские фигуры людей перемещают, используют как временные декорации. Одной из них Онегин будет красить губы и целовать. Действие спектакля «Идиот!», объединившего Достоевского и Чехова, происходит в современной реальности под песни Хаски. «Это понятная для молодежи культура, их мир. Он не скучный», — объясняет Миневцев. В постановке почти нет декораций. Актеры ходят в разноцветных пуховиках, танцуют под рэп, таскают за собой огромного плюшевого медведя — его обнимают, бьют, швыряют по сцене. Достоевский в финале танцует, словно находится в ночном клубе. Для тех подростков, кто хоть раз побывал на таком спектакле, театр точно не ассоциируется со скукой.

В последние годы театр ориентируется именно на молодую аудиторию, поэтому постоянно придумывает новые формы взаимодействия со зрителями. И это приносит ожидаемый результат — сегодня театр привлекает все больше новых посетителей. Еще один экспериментальный спектакль челябинского театра — «Я танцую как дебил» — любимец челябинской молодежи, билеты на который раскупается мгновенно. В этом году постановка попала во внеконкурсную программу «Золотой Маски», и в начале следующего года ее представят в Москве. А в конце ноября «Молодежный театр» представил новый спектакль по мотивам пьесы Шекспира — «Мера за меру». «Шекспира ставлю в первый раз, — говорит режиссер Тимур Насиров. — Всегда хотел поставить именно его. Но он многословен. Вместо того, чтобы что-то сделать, персонаж стоит и два часа говорит. Простые вещи описывает через сложные метафоры. Наверное, я не столько интерпретирую, сколько взламываю Шекспира, приспосабливаю под свое понимание мира». Чтобы взломать Шекспира, режиссер разбавил высокий слог современным сленгом, а актеров отправил в зрительный зал — они включаются в постановку постепенно. Одного из них, в обычной одежде, позовут на сцену и силой начнут переодевать — так из «обычного» зрителя он превратится в одного из главных персонажей. «Пьеса “Мера за меру” очень противоречивая, и школьники вряд ли ее читали, — говорит актер Вячеслав Косарев. — Я считаю, что классику необходимо ставить в театрах, это “прививка” вкуса. Мне кажется, что педагоги должны воспитывать детей именно на классике, не на современной драматургии — это совсем другой язык, другие мысли».

Для закрепления эффекта театральной прививки подростков после спектаклей приглашают в «Лабораторию зрителя». Здесь они смотрят и обсуждают читки, встречаются с артистами и другими работниками театра. «Дискуссия после спектакля — нужная вещь, особенно для людей, впервые пришедших, — говорит Иван Миневцев. — Они должны понимать, что театр — открытый, живой институт. Человек меняется от просмотра, и чтобы прийти в себя, ему нужен диалог. И здесь важно уметь вести разговор со зрителем. Одно дело — создать пространство на сцене, другое — быть на равных».

Фото: Александр Медведев
Фото: Александр Медведев

Всего официальных театров в Челябинске семь, но с каждым годом появляются новые: независимые, любительские и студенческие. Новые режиссеры ставят новые спектакли, на них приходят искушенные и неискушенные зрители. Но дом с колоннами остается на прежнем месте и считается одним из самых популярных и модных театров в городе. «Народный дом помнит сложности реконструкций: потерянные сметы и проекты, нарушения технологии строительства, — говорит Нина Бровман. — И все-таки, несмотря на все передряги, здание стояло, стоит и будет стоять».

Автор: Ангелина Шляпина