Иллюстрация: Боксер Н.
Иллюстрация: Боксер Н.

С этой главы, пожалуй, и началась вся книжка. Каждый пункт приведенных здесь правил был сформулирован на материале десятков питчингов и тренингов к ним — тех, где я была и которые проводила. Эти правила мы разбираем как на лекциях для начинающих кинематографистов (студентов киновузов), так и на практических занятиях с опытными продюсерами. Если вам в ближайшее время предстоит готовиться к питчингу, возможно, стоит начать читать эту книжку именно отсюда, используя приведенные ниже инструкции как своеобразный чек-лист.  

Вот примерная структура идеального питча:  

* Кто вы такой, какая у вас роль в проекте (сценарист, режиссер, продюсер, агент). 
* Почему именно вы представляете этот проект? 
* Почему вы представляете именно этот проект? 
* Почему именно вы представляете этот проект именно сейчас — и именно здесь? 
* Жанр вашего проекта. 
* Хронометраж и формат (что именно вы представляете: сериал, веб-сериал, короткометражку, полнометражный фильм и так далее). 
* История — без общих слов, предельно коротко, но предельно конкретно. Сюжет: завязка, кульминация, развязка, герои, обстоятельства места и времени действия. 
* Ваша личная связь с историей (эта информация может войти в пункты 2–4, но может быть и отдельным «микросюжетом», который вы сочтете нужным рассказать).
* Что вы ищете, чего вы хотите и чего ждете от аудитории. 
* Благодарность аудитории — жюри за то, что отобрали, фестивалю — за то, что пригласили. Важно: не забудьте упомянуть, сколько вы здесь (то есть на питчинге, фестивале или рынке) пробудете и как вас найти для продолжения разговора.

Теперь разберем некоторые из этих пунктов немного подробнее.  

1. Очень короткое изложение сюжета (в трех предложениях), которое на протяжении презентации вы развернете и дополните подробностями. 

Пример номер один. На гигантском океанском лайнере случайно встречаются парень из низов и девушка из высшего общества. За несколько длинных дней они изменят жизнь друг друга, а катастрофа на лайнере войдет в историю человечества. События большого мира и маленьких судеб окажутся тесно переплетены в нашем фильме-катастрофе… 

Пример номер два. На людном перекрестке девушка теряет мобильный телефон. Его находит парень, которому через пару дней предстоит надолго уехать из страны. Но случайная находка изменит жизнь обоих… 

2. Жанр. 

* Драма. 
* Комедия. 
* Триллер. 
* Хоррор. 
* Экшен. 
* Фэнтези.  

С одной стороны, мы живем в такое время, когда жанры в чистом виде уже почти не встречаются. В любой романтической комедии есть элементы драмы, в любой драме найдется место чему-то смешному. В глубоко драматичном фильме Кена Лоуча «Извините, мы вас не застали» (Sorry we missed you), участнике Каннского фестиваля 2019 года, рассказывающем о чудовищно беспросветной жизни водителя-курьера и его семьи, которую разрушают нищета и тяготы жизни, все равно встречаются трогательные и забавные сцены: водитель пытается обдурить непреклонную женщину-полицейского, выписывающую ему штраф, отец разговаривает с воинственным сыном-подростком, а тот блестяще парирует его нудные нотации и так далее… Мультижанровость вошла в плоть и кровь современного кинематографа и сериалов, тем не менее вам придется определиться (хотя бы на этапе питчинга) с магистральным, определяющим жанром вашего проекта. Во время презентации ни в коем случае нельзя пытаться вписать его больше чем в два жанра, иначе вы рискуете произвести впечатление автора фильма-компота, фильма без аудитории вообще. Фэнтези-экшен — чудесно, драматическая комедия — понятно и логично, боевик с элементами юмора — вообще классика («Крепкий орешек» помнят все без исключения). 

3. Мир истории и его правила (если речь идет о мире будущего или прошлого, о фэнтези-мире, или трансмедийном проекте). Нет особой необходимости формулировать правила мира, если мы говорим о нашей с вами современной реальности: в ней все более или менее ориентируются. Но, скажем, снимай вы «Игру престолов», или «Властелина колец», или фильм в рамках киновселенной Marvel, или «Особое мнение», вам придется обозначить правила, по которым действуют герои, и обстоятельства, в которых происходит история. Это одна из самых сложных задач: с одной стороны, ваш мир должен быть понятен слушателю, с другой — рассказ о нем не может изобиловать подробностями и занять собой все пространство питча. 

4. Герой. 

Ключевые вопросы, на которые вам нужно будет ответить в ходе питча: 

* Кто ваш главный герой? 
* Какая его главная проблема или задача? 
* Как он справляется с ее решением — преодолевает трудности, побеждает или терпит поражение? 
* Каковы основные поворотные моменты в истории, требующие решений героя? 

5. История. 

Вопросы, над которыми имеет смысл подумать в процессе подготовки:  

* Как устроена конструкция сценария (последовательный рассказ, флешбэки, сломанная или мозаичная структура)? 
* Стоит ли пересказать первую, открывающую сцену (и если да, то насколько подробно)? 
* Стоит ли процитировать реплики персонажей, если они слишком важны, выразительны и/или многое объясняют в характерах или художественном решении фильма? 
* Раскрывать ли концовку? 
* Упоминать ли референсы?  

Иллюстрация: Боксер Н.
Иллюстрация: Боксер Н.

К последнему: стоит уточнить, что в отношении референсов необходима особая аккуратность. Иногда референсы к представляемой истории скорее собьют с толку продюсерскую аудиторию, чем сориентируют ее и приблизят к нужной атмосфере и нужным эмоциям, которые пытается передать автор. Если у вас изысканный и сложный фильм, то отсылка к «Голому пистолету» или «300 спартанцам» поставит экспертов в тупик. Ваш ассоциативный ряд может быть вполне обоснован, но неочевиден слушателям. Референсы стоит предварительно обсудить с людьми, которые понимают ход ваших мыслей и которым вы доверяете. Если они согласятся с вашими предложениями — отлично. Если они будут обескуражены, то стоит подумать еще.  

Как же распределить между всеми этими пунктами судьбоносные пять минут, выделенные вам на фестивале?  

Последовательное изложение истории — примерно минута-полторы (главный герой; что с ним происходит; точка входа в историю; ряд крупных событий, через которые проходит герой и которые радикальным образом меняют его судьбу, позволяют осознать себя, свои подлинные проблемы и задачи; решение, которое позволяет герою изменить себя и мир вокруг себя или, наоборот, принять себя и отказаться от навязанных извне изменений).  

Далее — тоже минута-полторы — рассказ о самом себе: что именно связывает вас с этим сюжетом, ваше собственное место в этой истории.  

Оставшиеся две минуты можно использовать так: одна минута — визуальные материалы (трейлер, тизер, сцена из фильма и так далее), еще одна минута — рассказ о том, чего вы ищете и зачем вы здесь, информация о состоянии проекта (финансовом, организационном), ваши планы и ваше предложение потенциальным партнерам. Затем поблагодарите собравшихся и предложите задавать вопросы. 

В  таком распределении информации нет места абстрактным категориям («Это фильм о добре и зле, верности и  предательстве, человечности и  жестокости…»). Все общие слова, которые с тем же успехом можно сказать о любом другом фильме, следует убрать. Чтобы выявить эти общие слова, достаточно мысленно подставить другое название — подойдет ли данное вами описание к чужому фильму? Если да, откажитесь от него. Каждое слово, использованное вами, должно отражать вашу собственную индивидуальность и индивидуальность проекта. Глаголы, существительные, прилагательные — все они должны быть вашими, стилистически соответствующими вашим героям, вашей манере повествования, выбранному вами жанру и ритму. Русскому режиссеру в этом смысле, мне кажется, полезно перед питчингом (не в смысле накануне, а в процессе работы над сценарием и потом уже — над презентацией) почитать самые разные художественные тексты, чтобы осознать, оценить, нащупать свой собственный уникальный язык: сравните, например, как строят фразы разные авторы. Гоголь, Толстой, Достоевский, Булгаков, Платонов: язык один, а синтаксическое и интонационное построение, эмоциональный градус — все это везде будет разным. Разобрав хотя бы одну страничку каждого текста, вы поймете, как устроена авторская фраза, какой отклик вызывает, за счет чего и каким образом работает — и чего хотите от своей речи (в самом широком смысле — от текстовой до визуальной) вы сами. Кроме того, это просто полезное и развивающее упражнение — как для сценариста, так для режиссера и продюсера. 

Во время многочисленных тренингов по подготовке к питчингу на фестивалях, рынках и обучающих программах я выделила шесть основных правил, следование которым позволит вам использовать питчинг максимально эффективно.

Приобрести книгу можно по ссылке