Сцена из спектакля «Обещание на рассвете»
Фото: Александр Харитонов
Сцена из спектакля «Обещание на рассвете»

Место, где театр старше города

История норильского театра начиналась трагически, в сталинских лагерях на Таймырском полуострове. Лагерным театральным художником здесь была Ольга Бенуа, играла спектакли Евдокия Урусова (урожденная княгиня, актриса Театра им. Ермоловой). В 1944 году в лагерь сослали в полном составе Львовскую хоровую капеллу, хористы стали частью театрального коллектива. В Норильске на сцену выходил Виталий Головин (обвиненный и осужденный за убийство актрисы Зинаиды Райх), знаменитые актеры Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жженов. «На зоне» каждый год проходили театральные фестивали, награждали номинантов. В скупых приказах 1940-х годов, сохранившихся в городском архиве, иногда звучат парадоксальные формулировки, например, «лучший джазовый коллектив Норильлага». 

Норильский театр примечателен еще и тем, что он старше города: первый спектакль был представлен зрителям 6 ноября 1941 года, а статус города Норильск получил лишь в 1953 году. Истории города и театра неразрывно переплетены. Представляя программу фестиваля, президент «Золотой Маски» Игорь Костолевский, бывавший тут на гастролях в 2017 году, сказал, что норильчанам «можно возить спектакли любой сложности — зритель тут замечательный, настоящий, театральный». И это правда: за свою 80-летнюю историю театр воспитал не одно поколение зрителей, любящих и ценящих театр.

Сцена из спектакля «Старый дом»
Фото: Александр Харитонов
Сцена из спектакля «Старый дом»

Встречи в коммунальной квартире

Открыла фестиваль постановка Владимира Панкова по пьесе Алексея Казанцева «Старый дом» «Центра драматургии и режиссуры» со звездным актерским составом: Еленой Яковлевой, Еленой Шаниной, Антоном Пахомовым. Мелодрама, отсылающая к 60-м годам прошлого века, говорит о любви, которая не знает пространственных и возрастных границ, и об ошибке, из-за которой жизнь может надломиться, о стремлении к счастью и вечном непопадании в него.

В «Старом доме» много людей на сцене, много текста. Панков обожает переклички: одни и те же фразы повторяют артисты помоложе и постарше, за это время «проходит» двенадцать лет сюжета, а потом еще сорок. А еще он может взять текст двух персонажей и превратить это в историю трех пар, причем разных по возрасту.

Прямо на сцене в спектакле работают музыканты. Музыка в саунд-драме играет если не главную роль, то одну из основных. «Невероятным образом она взаимодействует с подачей материала артистами старой закалки. Еще находясь внутри процесса, мы начинаем сочинять партитуры. Никаких заготовок — звук рождается на репетициях. Нам интересно, как, например, песни и стихи Окуджавы совмещаются с нашими импровизациями», — рассказывает Владимир Панков.

Сцена из спектакля «Старый дом»
Фото: Александр Харитонов
Сцена из спектакля «Старый дом»

Исполнитель одной из главных ролей (Олега) Павел Акимкин дважды приезжал на гастроли в Норильск, в том числе с Театром Наций. «Это 65-й спектакль «Старого дома». Здесь столько параллелей, взаимосвязей, нюансов, что, если не отрабатывать игру как повинность, а оставаться вовлеченным в процесс, каждый раз открываешь для себя что-то новое», — рассказал артист.

Мать главного героя играет народная артистка РФ Елена Шанина. По мнению актрисы, в спектакле развивается трагедия времени, когда жизнь заставляет тебя на публике быть одним, тогда как внутри ты другой. «Моя героиня гораздо тоньше, интеллигентнее, ранимее, чем ей приходится быть, существуя в рамках стереотипов и понятий о том, что хорошо, что плохо и что скажут другие», — поделилась Елена Шанина.

Вместе с труппой режиссер выходил на поклоны и принимал овации. Во время гастролей успел дать мастер-класс студентам театрального отделения местного колледжа искусств, где рассказал о том, как важно режиссеру, работающему над саунд-драмой, быть на одной волне с композитором и какие приемы для этого существуют. 

«Старый дом» Панков называет знаковой работой. По его мнению, людям сегодня не хватает чистых, светлых и простых сюжетных линий, мы все законсервировались в каких-то «концепциях и концептуальностях»: «Цветы на клумбе должны быть разные, безусловно. Но вот Алексей Николаевич Казанцев, автор пьесы, напоминает нам, что есть чувство, трепет и что можно любить, даже не касаясь… Поверьте, через какое-то время мы все вернемся к мелодраме. Не свалиться в этом жанре в “сахар” — самое сложное».

Сцена из спектакля «Обещание на рассвете»
Фото: Александр Харитонов
Сцена из спектакля «Обещание на рассвете»

Мать и сын

Ироничный, исповедальный спектакль «Обещание на рассвете» режиссера Алексея Кузмина-Тарасова поставлен по художественной автобиографии Ромена Гари. Литературный мистификатор, за свою жизнь получивший две Гонкуровские премии, Гари описал в романе свои отношения с матерью, безумно его любившей и этой «удушающей» любовью предопределившей его судьбу.

Мать героя (Александра Урсуляк) в жизни вела себя довольно эксцентрично. Ее планы на сына (Андрей Заводюк) были определены, хотя часто менялись: то он должен стать великим актером, то звездой оперной сцены, то знаменитым художником или дипломатом и даже кавалером ордена Почетного легиона. В реальности Гари добился большой писательской славы, но покончил с собой, так и не научившись быть счастливым; впрочем, в постановке об этом не рассказывается.

Сцена из спектакля «Обещание на рассвете»
Фото: Александр Харитонов
Сцена из спектакля «Обещание на рассвете»

«Вместе с материнской любовью у меня есть обещания, которые не выполняются никогда. Было бы неплохо, чтобы мама любила кого-нибудь еще», — произносит герой Андрея Заводюка.

«Многие считают, что книга лучше, однако проиграть этой книге не страшно, — признается Александра Урсуляк. — Мы начали знакомиться с материалом около восьми лет назад, с тех пор он прорастает в нас, а мы в него. Так случилось, что в этой вселенной мы с Андреем стали мамой и сыном — это еще больше сплотило нас».  

А еще актриса говорит, что спектакль хорошо показывают — и в России, и за ее пределами: когда труппа приезжает в регионы, ее неизменно встречает особая, теплая публика. Благодарный зритель ждал «Пушку» и в Норильске. Оба показа прошли с аншлагом.

Сцена из спектакля «Ревизор»
Фото: Александр Харитонов
Сцена из спектакля «Ревизор»

Пренеприятнейшее известие

Неожиданное прочтение классической комедии Николая Гоголя «Ревизор» представил норильской публике театр «Суббота» из Санкт-Петербурга. Спектакль вошел в лонг-лист фестиваля «Золотая Маска» в 2020 году, а также стал участником внеконкурсной программы «Маска Плюс».

Всеми доступными театральными средствами режиссер Андрей Сидельников доказывает, что «Ревизор» — не пыльная пьеса из позапрошлого века, а текст о сегодняшнем дне. «Этот спектакль сделан про людей, которые жили в 90-е и словно остались в том времени. Я попытался прочесть гоголевский текст с позиции сегодняшнего дня — так появились хулиганские моменты, где мы просто чудим. Образ чиновников у нас собирательный. К слову, в Питере за постановку губернатор дал театру премию», — рассказывает Андрей Сидельников. 

Спектакль отличает карикатурность, гротеск и современная фактура: видеоконференция, выпуски новостей о добрых предвыборных делах мэра, баннеры, микрофоны. Под «Кабриолет» Успенской мы видим танцующих на корпоративе чиновников, которые до этого несли взятки Хлестакову в коробке из-под ксерокса. Но не просто 90-е «кричат» со сцены — многие приметы сегодняшнего дня можно обнаружить в разных эпизодах: так, жена и дочь Городничего не вылезают из фитнеса и SPA-салонов, а знаменитый пассаж о «птице-тройке» произносится с велотренажера.

Сцена из спектакля «Ревизор»
Фото: Александр Харитонов
Сцена из спектакля «Ревизор»

Зрителю любопытно наблюдать за совпадениями и перекличками образов и смыслов. Подношения «важной персоне» несет представитель бизнеса, а не дворянства, начальник богоугодных заведений собирает деньги «на шторы», Ляпкин-Тяпкин готовит доклад в электронном виде, а Хлестаков (типаж энергичного мажора из 90-х) поет хит Шнура «Москва, по ком звонят твои колокола» и на голубом глазу обещает, что деньги, дескать, ему вот-вот переведут на карточку.  

В этой эклектике совершенно не теряются Гоголь и его вечные вопросы. Время и пространство лишь условные категории, надстройка. А пороки и наше отношение к ним остаются неизменной основой. Об этом, в частности, рассказала одна из зрительниц спектакля: «Немая сцена подтверждает, как мало, в сущности, изменился мир за два века, вне зависимости от календарей, костюмов и ксероксов. И по-прежнему пронзительно звучит гоголевское “над кем смеетесь?”».

Сцена из спектакля «Мальчики»
Фото: Александр Харитонов
Сцена из спектакля «Мальчики»

Последнее лето детства

Если в «Ревизоре» ты хохочешь и понимаешь, что никого не жаль, то в новосибирских «Мальчиках» от театра «Глобус», поставленных по повести Крапивина «Та сторона, где ветер», жалко буквально всех.

По сюжету слепой Владик запускает своих воздушных змеев лучше всех в городке. А все потому, что иначе чувствует ветер, который «должен быть в лицо, а нитка — справа». Ватага мальчишек во главе с крутым Генкой ревностно сбивает его змея, после непростого знакомства ребята становятся лучшими друзьями. Обретение настоящего друга, потом расставание с трагически погибшим товарищем — все это становится острым переживаниями, попадает в сердце. 

Отдельная роль в постановке — у музыки. Ее автор, так же как и автор инсценировки, — сам режиссер. Артему Терехину удалось пересказать абсолютно советское (и по лексике, и по идеологии) произведение простым человеческим и абсолютно сегодняшним языком.

Спектакль решен так, что главного героя Генку мы видим в двух возрастах и как будто в двух плоскостях. Один (Владимир Дербенцев) — взрослый, изрядно потрепанный жизнью, прошедший «Крым и Рим», вспоминает последнее лето своего детства. И тут же на сцене — он, только маленький: жизнерадостный, наивный, беспечный и счастливый (Александр Липовской).

«В начале репетиций моего персонажа вообще не было, — рассказывает Владимир Дербенцев. — Большинство идей родилось за “столом переговоров”, где каждый из актерской группы вспоминал что-то из детства, “вытаскивал” из себя собственные истории и ощущения, чтобы вновь пережить их и транслировать».

Сцена из спектакля «Мальчики»
Фото: Александр Харитонов
Сцена из спектакля «Мальчики»

В спектакле много смешных моментов, например, с парочкой карапузов, которые «препарируют» детские считалки: в этих сценах есть что-то от театра абсурда. Но главная и очень точно найденная интонация — ощущение уходящего детства, того, что никогда не повторится. Есть тут боль за героев, за так никуда и не ушедшее советское прошлое, за самих себя, за своих родителей. Смотришь постановку с мыслью, что мы все из одного двора, где мама кричит: «Илька, домо-о-ой!», а ты ей: «Ну, ма-а-ам, мы еще тут ракету не достроили». И четко понимаешь, что уже как будто и не достроим.

«Золотая Маска» в Норильске проводится при поддержке Министерства культуры РФ, правительства и Министерства культуры Красноярского края. В этом сезоне фестиваль путешествует по 16 городам: от Петрозаводска и Санкт-Петербурга до Самары, Нижнего Новгорода и Улан-Удэ. В норильском Театре им. Вл. Маяковского показы прошли с 17 сентября по 2 октября 2022 года. Благодаря партнерам фестиваля — «Норникелю», Сберу и Фонду Михаила Прохорова самый северный театр страны становится местом проведения «Золотой Маски» уже в четвертый раз (до этого фестиваль приезжал сюда в 2004, 2005 и 2017 годах). 

Автор: Марина Хорошевская