Театр Ермоловой 

Фото: пресс-служба Театра Ермоловой

«Приглашение на казнь» 
24 февраля, 9 и 22 марта

Цинциннат Ц. — герой романа «Приглашение на казнь» Владимира Набокова, приговоренный к казни просто за свою непохожесть на других. Зритель увидит последние дни его жизни. Для режиссера Марины Брусникиной было вызовом сохранить сложное художественное пространство романа при переносе на сцену. Она раскрывает историю заключения человека не только в тюрьму внешнюю, но и внутреннюю, существующую независимо от эпохи и времени, — тюрьму собственных ограничений.

Театр Наций

Фото: пресс-служба Театра Наций

«Мой брат умер»
24 и 25 февраля 

Рекордное количество премьер у Театра Наций: в этом сезоне их 13. В конце февраля в Новом пространстве покажут спектакль «Мой брат умер». Режиссер Максим Соколов выбрал для постановки, которая раскрывает идеи и образ самого кинорежиссера, последний сценарий Алексея Балабанова. Для спектакля специально были собраны воспоминания и интервью актеров, снимавшихся в его фильмах.

Театр имени Пушкина 

Фото: пресс-служба Театра имени Пушкина

«Человек и джентльмен»
1, 10, 20 марта

Герои комедии «Человек и джентльмен» итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо — небогатые артисты, приехавшие на гастроли в курортный городок в надежде заработать и прославиться. Они готовятся к выступлению, но сюжетную линию неожиданно меняет новость о любви импресарио труппы к загадочной и неуловимой Биче. В этой постановке соединились итальянские страсти, романтические приключения и неподдельный драматизм творческой жизни артистов.

МАМТ

Сценография оперы «Не только любовь»
Фото: пресс-служба Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Сценография оперы «Не только любовь»

«Не только любовь»
6–8 марта

На главной сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко состоится премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь». Режиссер постановки — Евгений Писарев, дирижер — Феликс Коробов.

Сюжет оперы разворачивается вскоре после окончания Великой Отечественной войны в советской деревне: председатель колхоза, немолодая женщина Варвара Васильевна влюбляется в юношу. «Это лирическая история о несостоявшейся любви. Об изломанности души сильных людей, — говорит Евгений Писарев. — Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее гармоничны и полны желания жить и любить».

Сам Родион Щедрин называл это сочинение «колхозным “Евгением Онегиным”»: жанровый подзаголовок оперы такой же, как и у поэмы Пушкина — «Лирические сцены». Лирический, бытовой и драматический элементы в этой истории тесно переплетаются друг с другом.

Театр «Практика»

Спектакль «Чудо, или как корова спасла театр»
Фото: пресс-служба театра «Практика»
Спектакль «Чудо, или как корова спасла театр»

«Тристан»
9 марта

Молодой режиссер Филипп Шкаев представит премьеру «Тристан» — иронично-критическую трактовку средневековой легенды. Пафос рыцарского романа в спектакле снижен до предела и трансформирован в смесь комикса и пародии, а эстетика постановки отсылает зрителя к фильмам Гая Ричи и клипам из соцсетей. 

«Чудо, или Как корова спасла театр» 
24 марта

Многолетний резидент «Практики» Театр вкуса готовит первый спектакль для взрослых зрителей. Режиссер и исполнитель Юрий Макеев посвятил свою постановку «Чудо, или Как корова спасла театр» музыканту и актеру Петру Мамонову. Команда Театра вкуса приглашает зрителей окунуться в свои воспоминания и вдохновиться тайной появления чуда, которым может стать буквально любое событие. 

До конца сезона у «Практики» еще много планов. В апреле пройдет лаборатория Юрия Квятковского «Живаго»: ее участники будут интерпретировать советские радиоспектакли в формате театральной импровизации. В мае совместно с Мастерской Брусникина театр покажет психоделическую оперу Арсения Мещерякова «Мамлеев» — серию живых картин по рассказам родоначальника метафизического реализма Юрия Мамлеева. Резидент «Практики» — команда уличного и экспериментального танца Jack’s Garret отметит свое 15-летие и выпустит проект режиссера Анны Дельцовой «Вне поля зрения».

Театр на Таганке

Фото: пресс-служба Театра на Таганке

«Снимается кино»
28 марта

В марте на Малой сцене театра на Таганке покажут спектакль «Снимается кино» режиссера Леры Сурковой по пьесе Эдварда Радзинского. Герой лирической комедии — 40-летний режиссер Нечаев, который неожиданно оказывается в центре сюжета собственного кино и истории любви — выдуманной и одновременно реальной. Уже забывший о романтике и душевных муках, он вновь окунается в молодость и весну.

«Деревянные кони»
18 и 19 апреля

Еще одна весенняя премьера — спектакль «Деревянные кони» на Основной сцене театра. Это новая интерпретация спектакля Юрия Любимова, в свое время ставшего для Театра на Таганке каноническим. Режиссер Светлана Землякова бережно готовит постановку о судьбе трех поколений женщин в глухой русской деревне как посвящение великому мастеру.

Электротеатр Станиславский

Фото: пресс-служба Электротеатра Станиславский

«Нонсенсорики Дримса»
3, 4, 7 и 9 апреля 

«Нонсенсорики Дримса» — четырехчастный оперный проект режиссера Бориса Юхананова. Музыку специально для него написали четыре современных композитора: Дарья Звездина, Александр Белоусов, Владимир Горлинский и Кирилл Широков. У тетралогии общее либретто: в современную Москву отправляется ангел, который хочет убедиться в том, что человек достоин даров Создателя. Музыку сопровождает видеофильм, созданный с участием искусственного интеллекта, — такое сценическое решение придумали для спектакля художник Степан Лукьянов и фотограф Андрей Безукладников. 

Премьера состоялась в 2022 году, но увидеть на сцене этот проект можно не часто. Увертюру и оперу №1 покажут в видеозаписи. Оперы №2, №3 и №4 прозвучат вживую в исполнении вокалистов ансамблей N’Caged и Questa Musica вместе с инструменталистами Московского ансамбля современной музыки под управлением дирижера Филиппа Чижевского.

Большой театр

Большой театр
Фото: Екатерина Карпешова / Официальный аккаунт «Вконтакте» Большого театра
Большой театр

«Ромео и Джульетта»
4–7 апреля

На Исторической сцене Большого состоится премьера балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Над возобновлением постановки Леонида Лавровского работает его сын — хореограф Михаил Лавровский. За дирижерским пультом — Антон Гришанин.

«Буря»
4 июля

На Новой сцене Вячеслав Самодуров представит балет «Буря» современного петербургского композитора Юрия Красавина, написанный для театра по одноименной пьесе Уильяма Шекспира. Это уже вторая премьера Красавина в Большом театре за сезон: в декабре 2023 года зрители увидели другой его балет, переосмысление музыки Чайковского — «Пиковую даму» в постановке Юрия Посохова и Павла Клинчева.

Театр «Шалом»

Театр «Шалом»
Фото: пресс-служба театра «Шалом»
Театр «Шалом»

«Люблинский штукарь» 
6 и 7 апреля

До конца сезона театр покажет две премьеры, разные по стилям и жанрам, но объединенные темой глубокого интереса к человеческой душе и ее проявлениям в самых разных обстоятельствах. В начале апреля состоятся первые показы нового спектакля Яны Туминой «Люблинский штукарь» по роману Исаака Башевиса-Зингера — история талантливого артиста и мыслителя, оказавшегося в плену собственных страстей. 

«Поезд жизни» 
25 и 26 мая

Галина Зальцман ставит новый спектакль по мотивам сценария режиссера Раду Михайляну. В обстоятельствах, где, казалось бы, нет места юмору, разворачивается трагикомедия с элементами абсурда. Евреи, спасаясь от гитлеровского режима, собираются купить поезд, чтобы имитировать собственную депортацию.

Театр Маяковского

Репетиция спектакля «Симон»
Фото: пресс-служба Театра имени Вл. Маяковского
Репетиция спектакля «Симон»

«Симон»
27 и 28 апреля

Режиссер Денис Хуснияров представит на Основной сцене Театра Маяковского спектакль «Симон» по одноименному роману Наринэ Абгарян. Действие происходит в советские годы в маленьком армянском городке. Каменщик Симон, известный своими любовными похождениями, готовится к смерти. Попрощаться с ним приходят женщины, с которыми была связана его судьба. Каждая из них — со своей непростой жизненной историей, в которой любовь сыграла главную роль.

«Отцы и дети»
21 и 22 мая

На Основной сцене Семен Серзин ставит спектакль по мотивам романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» и пьесы Брайана Фрила «Отцы и сыновья». Зритель увидит новую интерпретацию истории Базарова, чей социальный тип стал ролевой моделью для многих последующих поколений.

РАМТ

Репетиция спектакля «Усадьба Ланиных»
Фото: пресс-служба РАМТ
Репетиция спектакля «Усадьба Ланиных»

«Усадьба Ланиных»
6 июня

В начале июня театр покажет новый спектакль «Усадьба Ланиных» по пьесе Бориса Зайцева. В постановке художественного руководителя РАМТа Алексея Бородина заняты сильнейшие актеры труппы: Евгений Редько, Максим Керин, Ирина Таранник, Анна Тараторкина, Андрей Бажин и другие. «Усадьба Ланиных» была написана Борисом Зайцевым в 1914 году. В главном драматургическом произведении писателя словно воссоздается мир чеховских пьес, где герои охвачены лирикой чувств. Алексей Бородин углубляется в мир человеческих взаимоотношений с его страстями и конфликтами, а обитатели усадьбы Ланиных беззаветно повторяют круг переживаний от любови к печали, от восторгов к сердечным мукам.

«Новая опера»

Евгений Писарев, режиссёр оперы «Почтальон из Лонжюмо»
Фото: пресс-служба «Новой оперы»
Евгений Писарев, режиссёр оперы «Почтальон из Лонжюмо»

«Свадебка»
14 и 15 июня

К столетию со дня первой постановки в Париже балета «Свадебка» театр представит новую версию этого произведения Игоря Стравинского. Хореограф Павел Глухов смотрит на это сочинение сквозь призму «Грозы» Александра Островского и насыщает сюжет подробностями, персонажей — характеристиками, хореографию — психологизмом. Пролог и эпилог к партитуре Стравинского напишет Николай Попов. Музыкальный руководитель и дирижер постановки — Дмитрий Волосников. Декорации создает художник Лариса Ломакина. 

«Почтальон из Лонжюмо» 
11, 13 и 15 июля

К концу сезона театр готовит сценическую версию оперы «Почтальон из Лонжюмо» Адольфа Адана, которая в прошлом году прозвучала здесь в концертном варианте. Комической истории о почтальоне Шаплу, обладателе прекрасного голоса, режиссер Евгений Писарев захотел придать большей убедительности. Он пригласил к работе драматурга Сергея Плотова, который написал стихи на русском языке, они остроумно заменили разговорные диалоги и приблизили произведение Адана к современности. Дирижер спектакля — Клеман Нонсьё, сценограф — Зиновий Марголин.

Подготовила Ольга Богданова