Погода в этот вечер испортилась, пошел ливень, город встал, поэтому начало лекции пришлось отложить почти на час. В ожидании Каменского члены клуба осматривали выставку работ Александры Вертинской Manu Intrepida, пили вино и разговаривали.

Марина Бушуева рассказала мне, что в особняке на Новокузнецкой — доме приемов «ЛогоВАЗа» — бывала еще в 90-е. Для полного ощущения дежавю ей не хватало только пианино.

Дизайнер Стас Жицкий рассказал, как тяжело было добраться до «Триумфа».

Гости смутно представляли себе, о чем конкретно будет говорить Каменский, но всем было очевидно, что речь пойдет о перспективах арт-рынка, о коллекционировании, об искусстве и деньгах в их различных комбинациях. Я поинтересовался у членов клуба, что они собирают.

Вот что мне ответил Самвел Аветисян:

Александр Липницкий рассказал о своей коллекции икон.

Подоспевший к началу десятого Михаил Каменский начал как раз с классификации российских коллекционеров: существуют системные коллекционеры, такие как Петр Авен, и коллекционеры случайные, как Алишер Усманов или Виктор Вексельберг.

Каменский говорил долго и увлекательно. Основное содержание его лекции состояло в беглом обзоре российских коллекционерских трендов с начала 90-х годов до сегодняшних, послекризисных, дней. Среди примечательных моментов его монолога было признание в том, что на заре 90-х он сам принадлежал к числу недобросовестных арт-экспертов, занимавшихся банальным «впариванием» искусства новым русским.

Когда во время лекции Каменский произнес словосочетание «администрация президента», случился курьез — прикрепленный к балке на потолке микрофон начал падать. Лектор среагировал молниеносно.

Чтобы не портить впечатления от полной версии лекции, которая будет выложена в понедельник в разделе «Избранное», от пересказа мы воздержимся. Но вот кульминационный момент лекции: Каменский, вначале пытавшийся уклониться от ответа, все же назвал имена художников, цены на которых в связи с кризисом не упадут или даже вырастут.