Из-за этого налога в Америке сейчас разворачивается настоящая битва титанов — лоббисты против законодателей. Все началось с того, что финансовый комитет сената США выступил с инициативой ввести налог на сахаросодержащие напитки, которую тут же поддержал Томас Фрайден, директор Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC). По мнению Фрайдена, введение налога поможет стране бороться с массовой проблемой ожирения, а заодно станет источником дополнительных поступлений в бюджет. Затем Барак Обама в интервью Men's Health подчеркнул возможность принятия этого налога.

Налогом предлагается обложить не только колу и пепси, но и безалкогольные сахаросодержащие соки и воды, в том числе энергетические и спортивные напитки, и даже шоколадное молоко. И хотя этот законопроект все еще остается предложением — в реформе здравоохранения об этом нет ни слова, — производители безалкогольных сахаросодержащих напитков почувствовали реальную угрозу. Ведь стоимость напитков возрастет на 50 процентов, что повлияет на рынок радикальным образом.

По данным Офиса по общественным записям, в 2009 году лоббисты от индустрии напитков потратили 24 миллиона долларов, чтобы помешать принятию закона о введении налога. Только пять миллионов долларов было израсходовано на рекламную кампанию и поддержку коалиции «Американцы против налога на еду» (Americans Against Food Taxes). В коалицию входят представители мелкого и крупного бизнеса и такие корпорации, как Burger King Corporation, Coca Cola, Pepsico и Domino's Pizza. Кампания этой организации направлена на людей с низким достатком — в ней подчеркивается, что законодатели хотят увеличить стоимость всеми любимых американских напитков. В рекламных роликах этой организации нет ни слова про ожирение, зато много слов о том, как важно считать каждую копейку (вернее, пенни). Организация также взывает к латиноамериканцам и афроамериканцам как к самой неблагополучной части населения с призывами писать письма и электронные сообщения против введения налога.

Сейчас битва достигает своего апогея. Если администрация Обамы будет двигаться выбранным курсом, то закон, скорее всего, будет принят к рассмотрению. Лоббисты будут сражаться против этого до последнего. Как сказал The Huffington Post Кевин Кин, старший вице-президент по связям с общественностью при Американской ассоциации безалкогольных напитков: «Мы будем делать все, что от нас зависит, и даже больше, чтобы не допустить этого» (к слову, только в третьем квартале этого года его организация потратила на лоббирование семь с лишним миллионов долларов).

«Введение этого налога — разумная мера, — считает биолог Евгений Нудлер, профессор кафедры биохимии в Университете Нью-Йорка. — В Америке на борьбу с ожирением тратят более 100 миллиардов в год, больше, чем на военные манипуляции. При этом толку особо никакого. А ведь эта газированная гадость — главный источник разных заболеваний, и ожирение только одно из них».

«В штатах Среднего Запада потребляют газировку вместо воды, и если она подорожает, то, возможно, только это и изменит ситуацию», — продолжает Нудлер. И сравнивает это с американской кампанией против курения, когда точно такие же лоббисты боролись с точно такими же парламентариями. Пример Нью-Йорка: налог приняли, сигареты стали дороже, число курящих сократилось в четыре раза.

«Нельзя ведь вообще запретить курение, нельзя запретить и колу. Но налог — это хоть какой-то инструмент влияния. Я бы вообще ввел налог на продукты, в которых зашкаливают калории и сахар, — производитель за каждую "ненормированную" калорию доплачивает в казну 10 центов. Нация сразу не только физически, но и экономически окрепнет».

Пока американские законодатели сражаются с лимонадными корпорациями, налог на сахар уже вводится с 2010 года в Дании — шоколад, конфеты и мороженое в стране подорожают в среднем на одну крону (около шести рублей). И этим датское правительство не ограничится: летом планируется ввести «налог на жир» — богатые насыщенными жирами сыр, сливочное и растительное масло, а также маргарин подорожают на 25 крон (144 рубля) за килограмм.

Дания — первая в мире страна, которая вводит такого рода «налог здоровья». Однако если американцам удастся провести свой законопроект, они получат больший эффект. Ведь кола и пепси вырастут в цене не на какие-то жалкие несколько процентов, а сразу в два раза. И тогда людей попросту будет довольно сильно душить жаба каждый раз, когда они по инерции будут брать вместо бутылки обычной воды более дорогую колу. Как показывают сотни лет человеческой истории, к голосу этой самой жабы мы прислушиваемся гораздо чаще, чем к голосу врача или просто здравого смысла.