1. Исполнительный директор нефтегазовой компании Total с годовой выручкой 170 миллиардов евро и чистой прибылью 8 миллиардов. Работал в компании на разных должностях с 1974 года. Годовой доход самого Кристофа де Маржери составлял 3 миллиона евро (согласно Forbes, 2012 год).

2. Внук Пьера Теттенже, основателя знаменитого дома шампанского Taittinger. При этом сам к шампанскому был равнодушен, зато, по данным журналистов Forbes, любил водку и виски. 

3. Имел прозвище Mr Moustache (мистер Усы).

Фото: Worldeconomicforum
Фото: Worldeconomicforum

4. В 2006-м был задержан по подозрению в подкупе иракских чиновников. По мнению французской полиции, компания Total пыталась работать с иракскими месторождениями в обход международного эмбарго.

5. В 2007 году был вновь задержан. Ему предъявили обвинения в «подкупе иностранных официальных лиц» и «злоупотреблении активами компании». По мнению следствия, де Маржери подкупал чиновников Ирана, пытаясь получить доступ к месторождению Южный Парс.

6. Третий раз попал в полицию в 2013 году. Компанию Total и лично Маржери обвинили в сознательной покупке иракской нефти, которую режим Хуссейна продавал заинтересованным лицам в обмен на их влияние на французское правительство.

7. Осудил санкции Евросоюза против России. «Я как предприниматель выступаю за то, чтобы санкции не пошли по нарастающей с обеих сторон, за то, чтобы экономика оставалась в стороне от политики», — заявил де Маржери на встрече с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным.

8. За месяц до гибели де Маржери его компания приостановила сотрудничество с «Лукойлом» по разработке месторождений в Западной Сибири из-за антироссийских санкций. Соглашение о сотрудничестве было подписано в мае этого года. Тогда «Лукойл» и Total поделили долю: 51 процент российской компании и 49 процентов французской. Второй крупный проект Total в России — «Ямал СПГ», который стоит 27 миллиардов долларов, — остался в силе. «Можем ли мы выжить без российского газа? Ответ — нет. Есть ли причины жить без него?— Я думаю, тоже нет».

9. Маржери искренне считал, что Украина и Россия — часть Европы и нужно стремиться к скорейшему урегулированию кризиса. В последние месяцы Кристоф де Маржери лоббировал поставку в Россию «Мистралей».

10. В день смерти он возвращался с заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в РФ. Там он встречался с Дмитрием Медведевым, Игорем Шуваловым и Аркадием Дворковичем. На заседании он произнес следующую речь: «Мы в принципе против санкций. Я говорю это снова и снова. Вам это известно. И это не добавляет мне популярности в собственной стране: меня часто обвиняют, что мы преследуем узкие корыстные интересы. На самом деле я против санкций потому, что они, уверен, несправедливы и при этом неэффективны. Напротив, мы считаем, что политические противоречия требуют политических решений. Если в итоге вам остается лишь прибегнуть к санкциям, это означает провал дипломатии». (Полный текст выступления опубликован в «Ведомостях»)

Денис Смыслов, нефтегазовый аналитик, глава компании Premium Engineering:

Кристоф де Маржери последовательно выступал за сотрудничество с Россией, благодаря чему Total участвует во многих знаковых для России проектах, например, разработка баженовской свиты. Когда геополитическая ситуация в мире осложнилась и  Европа и США стали давить на Россию санкциями, позиция Кристофа не изменилась: Total продолжил сотрудничество с Россией, понимая, что это важный источник наращивания запасов. Сейчас сложно говорить о том, как изменится внутренняя политика Total, но Франция очень аккуратно и настороженно относится к санкциям, поэтому можно надеяться, что общая стратегия концерна сохранится и с появлением нового руководителя.

Михаил Крутихин, главный редактор еженедельника The Russian Energy:

Пример последовательного сотрудничества Маржери с Россией очень красноречив. В свое время один из депутатов германского парламента на конференции в Вашингтоне говорил: «Если вы хотите иметь крупный проект в России, вам необходимо, чтобы совпали два условия: вы должны быть такими же большими, как концерн Volkswagen, и еще вы должны быть другом Владимира Путина.» Эти два условия – и личность Кристофа де Маржери, и размер концерна Total – сыграли свою большую роль в том, что проекты французской компании продвигаются в России.

Вся работа Total в России стала следствием энтузиазма Кристофа де Маржери в его отношениях и с российской властью, и с российским инвестиционным климатом. Во французских компаниях роль президента и председателя правления не меньше, чем у совета директоров, на которых лежит функция принятия стратегических решений. Сейчас есть риск того, что стратегия Марджери не сохранится: все будет зависеть от того, кого совет директоров назначит новым руководителем.

Лев Сныков, нефтегазовый аналитик, партнер компании «Greenwich Capital»:

Кристоф де Маржери внес огромный вклад в развитие отношений Total и российских энергетических компаний. Его стратегия сотрудничества началась задолго до политики санкций, но даже в этих условиях Total не ушел из России. Европейские компании более расположены работать в России, чем американские, поэтому Total продолжит сотрудничество с изменением руководства концерна. Отношения крупнейших компаний строятся далеко не на позиции одного единственного руководителя, за главой концерна стоит сложный аппарат, который уже не первый год занят налаживанием системы взаимодействия с Россией. Поэтому Total сохранит свою стратегию сотрудничества.