Средства из ФНБ могут направить на крупные инвестиционные проекты нефтяной и газовой компании, рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев. По его словам, инвестпрограммы предусматривали крупные кредиты, однако санкции закрыли долговой рынок для компаний. «Мы хотели бы, чтобы эти инвестиционные программы реализовались, в том числе программы добычи нефти на северном шельфе и некоторые другие», — объяснил министр.

Средства фонда могут задействовать в 2014 году, считает министр финансов Антон Силуанов. По его словам, всего планируется распечатать до 60 процентов денег в рамках квоты, остальные Минфин предлагает не трогать. Силуанов при этом не исключил, что оставшиеся резервные средства распечатают «при ухудшении ситуации».

«Роснефть» и «Новатэк» уже обратились к правительству с просьбой выделить деньги, рассказали на условиях анонимности два федеральных чиновника, не уточняя, о каких суммах идет речь. Ранее «Роснефть» просила выделить из фонда 1,5 триллиона рублей. В компаниях эту информацию не комментируют.

Фонд национального благосостояния сформирован 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на две части: Резервного фонда и ФНБ. Фонд благосостояния призван софинансировать пенсионные накопления граждан России и покрывать дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ.

Андрей Заостровцев, экономист, профессор факультета экономики Высшей школы экономики в Петербурге:

Отдать деньги из Фонда национального благосостояния компаниям, которые попали под санкции, шаг неэффективный, разрушающий всякое доверие граждан к правительству, но одновременно и вынужденный. ФНБ изначально задумывался как некое подспорье Пенсионному фонду. Но потом было решено 40 процентов из этого фонда тратить на инвестиционные проекты, потом эта доля была увеличена до 60 процентов. Теперь эти 60 процентов от пенсионных накоплений правительство хочет отдать нефтегазовым компаниям, которые пострадали от санкций.

Эти средства уйдут компаниями, и мы про них забудем. Нигде не говорится, что средства идут в кредит или еще каких возвратных формах. Это будет безвозмездная акция помощи. В длительной перспективе деньги ФНБ не спасут эти компании от кризиса и санкций. Сейчас говорят, что эти средства пойдут на инвестиционные проекты, но проконтролировать это общественность не сможет, поэтому, возможно, они пойдут на покрытие внешнего долга этих компаний. Но даже, если средства ФНБ отправят на перспективные инвестиционные проекты, то это ни к чему не приведет: компании не смогут на них купить современных технологий, которые в будущем могли бы принести им прибыль, потому что это также запрещено санкциями.