Минобрнауки предложило законодательно закрепить поощрение школьников за успехи во время учебы. Кроме того, в законопроекте прописано поощрение за достижения в спорте, творчестве, научно-технической, общественной и экспериментальной работе. Информацию о наградах и результатах школьников обяжут хранить в архивах.

За регионами России в законопроекте закрепят право выдавать по окончании школы специальные знаки отличия за хорошую и отличную учебу. «Золотые медали были и должны быть. Это хорошая традиция», — сказал изданию министр образования и науки Дмитрий Ливанов. По его словам, каким будут эти медали, каждый регион решит самостоятельно.

Также отличникам предложено вернуть преимущественное право на зачисление в вуз. В случае принятия поправок, при распределении бюджетных мест между обычными школьниками и медалистами, предпочтение отдадут последним. «Преференций при поступлении нет уже почти пять лет. Мы считаем, что в составе портфолио, о котором мы уже говорили, должна быть возможность учета золотой медали и других знаков отличия», — добавил Ливанов.

Награждение выпускников школ золотыми и серебряными медалями отменили 1 сентября 2013 года после вступления в силу нового закона «Об образовании».

Александр Снегуров, историк, заслуженный учитель РФ:

Обоснованность награждения медалями давно известна: это и нравственная поддержка, и историческая, если угодно — потому что традиции нужно соблюдать не только в народных промыслах — и воспитание определенных качеств, к примеру, воли и устремленности. Так что награждение медалями — это позитивная мера.

Что касается преференций для отличников при распределении бюджетных мест в вузах — здесь все зависит от того, что значит «отличник». Если этот статус заслужен, если это результат большой духовной, физической и психологической работы на протяжение многих лет, то такой человек, конечно, должен иметь преимущество.

Но практика показывает — и на это ссылалось Минобрнауки, желая отменить медали — что в последние годы звание отличника несколько девальвировалось. Здесь дело не в медалях, а в самих педагогических и общественных подходах, в работе школы и в отношении к ней властей. Если мы поставим задачу формировать настоящих, не фальшивых отличников, то и медали на их груди будут сиять не фальшиво, а вполне заслуженно и доблестно.