Я женщинам верю. А ученым еще больше. Поэтому моя степень доверия женщинам-ученым прямо-таки зашкаливает. И вот Алиса Дюфур (Alyssa B. Dufour), аспирантка по биостатистике Бостонского университета, участвующая в программе исследования скелетной мускулатуры, пишет: «Мы выяснили, что повышение риска возникновения голеностопных болей у женщин, которые носили туфли на высоком каблуке или лодочки, связано с отсутствием опорного и прочного основания в структуре обуви».

Исследование было довольно масштабное — оно длилось с 2002 по 2008 год, а в нем участвовали 3378 мужчин и женщин из города Фрамингема (штат Массачусетс). Недавно журнал Arthritis & Rheumatism опубликовал результаты. Утверждается, что «примерно 64 процента женщин, которые жаловались на боли в ступнях ног, регулярно носили туфли на высоких каблуках в один из эпизодов своей жизни». Любопытно, но те же специалисты не выявили никаких существенных связей между болями в ногах и типах обуви, которую носят мужчины.

Ноги — парный орган (в отличие от печени, которую Гомер Симпсон по недоразумению тоже считал парным органом и позволял себе передозы алкоголя). Одной ногой больше, одной меньше, какая разница, скажете вы и в чем-то будете правы, но я бы на вашем месте лучше прислушался к главному совету Алисы Дюфур, женщины-ученого: обувь должна соответствовать форме ваших ног, а не ваши ноги должны соответствовать форме обуви!

Я живу в тропическом раю, где туземки носят вьетнамки, а по праздникам открытые туфельки на мельчайшем каблучке и могут похвастаться ступнями как у младенца. Каблуки здесь носят в основном три категории: трансвеститы, транссексуалы и провинциальные русские туристки. Но это явно вымирающий вид. Женские ножки меня всегда интересовали, и я решил поглубже ознакомиться с предметом. Не научно, а так, на бытовом уровне.

За полчаса веб-серфинга я нарыл кучу полезной информации. Выяснилось, например, что в Википедии пока еще нет комичного слова «натоптыш»; пальцы на ногах называются совсем не так, как пальцы на руках, а Джордж Клуни в юности подрабатывал продавцом женской обуви. Я, наконец, начал понимать, почему ворона на вопрос, сколько у нее ног, отвечала: «Две. Особенно левая». Да потому, что у всех одна ступня больше другой! И если долго-долго идти прямо, то получится, что ты идешь по кругу, будь ты хоть на каблуках, хоть в кроссовках. А еще оказалось, что размер ноги увеличивается с возрастом. И если долго-долго, лет так до 150, ходить кругами, то можно даже лыжи не покупать!

Потом мне стали попадаться все более и более печальные факты. Например, чтобы носить лодочки, большое количество американских девушек ампутировали себе по пальцу на ногах. Я сперва очень распереживался за них, но потом выяснилось, что они, не будь дуры, резали себе не мизинцы или большие, а всего-навсего четвертые (чуть было неграмотно не сказал «безымянные), совершенно ненужные, даже при занятиях народными танцами, пальцы.

Затем я натолкнулся на фотографии классических китайских ножек, и мне стало дурно. Даже от фотографий с вручения наград «МузТВ» мне так плохо не бывало. Бедным богатеньким китаянкам в детстве перебинтовывали ножки таким образом, что они потом и ходить самостоятельно не могли! К счастью, коммунисты под руководством Мао запретили эти опыты по превращению ног в копытца. Хоть что-то хорошее сделали...

Но Мао Цзэдун Александру Маккуину не указ. Он решил взяться за европейских модниц, чтобы им жизнь медом не казалась. А иначе как еще понимать его последнюю коллекцию женской обуви?

В таких мегакопытцах и с места сдвинуться нереально. Но женщинам — им, конечно, виднее.

Вот тут-то я и подошел к вечному вопросу: неужели женщины все это проделывают только для того, чтобы привлечь внимание мужчин? Я достаточно старомоден в вопросах женской красоты. Мой подход сформировался в далеком 1987-м во время просмотра только что вышедшего «Сердца ангела» Алана Паркера. Помните первую сцену с юной темнокожей красавицей? Мало того, что она в ситцевом платьишке за доллар и босиком, так еще и голову моет из какой-то ржавой кастрюли, ну и, конечно, ни грамма косметики. Невыгодней момента для девушки и не представишь. Но сразу понимаешь: боже, как же она хороша! Она так красива, что ей все по фигу. (Правда, потом я узнал, что девушка-мулатка была совсем непроста. Это была Lisa Bonet, известная модель.)

Но оказалось, что подавляющее большинство мужского населения думает по-другому. И высокие каблуки являются одним из основных сексуальных фетишей, почти на порядок более востребованным, чем фетиш «босые ножки» — по статистике поисковиков. Похоже, ученым надо скорее начать психологическую работу с мужчинами всех стран, чем продолжать доказывать очевидные факты про вред высоких каблуков.

А еще я думаю: насколько все-таки мужчинам легче. Никому и в голову не придет удалять себе коренные зубы, чтобы подчеркнуть выдающиеся скулы, по примеру Шер (или Дитрих тоже этим забавлялась?). А тем более ребра, чтобы подчеркнуть талию.