Антону Бильжо 35 лет. Его первое высшее образование — факультет журналистики МГУ. Второе, уже режиссерское, он получил на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в мастерской Владимира Хотиненко, Павла Финна и Владимира Фенченко. На данный момент Антон успел снять пять короткометражных фильмов: «Данжрез лиазон», «Недоступен», «Сказание о нас с Евгенией», «То, чего со мной никогда не было» и «Счастливый конец» — фирменную зарисовку из жизни маленького человека, невозмутимо борющегося с заданными обстоятельствами. Картина участвовала в «Российских программах» Московского Международного кинофестиваля, онлайн-премьера — у нас.

Навеселе. Очень хорошо помню момент, когда захотел стать режиссером. Это случилось в поезде Москва — Таллин, где я случайно оказался в купе с режиссером Андресом Пуустусмаа. А конкретнее, в тамбуре, после вагона-ресторана. Он как-то очень просто посоветовал мне поступить на Высшие режиссерские курсы, а я подумал: действительно, почему я этого еще не сделал? Стать режиссером — слишком отважное решение, чтобы принимать его на трезвую голову. По возвращении в Москву я начал собирать документы и очень скоро оказался в удивительно комфортной для себя среде. Мне и сейчас говорят, что я похож на многих режиссеров. Например, чисто внешне — на Бориса Хлебникова.

Оставить след. Вообще, о предыдущих работах лучше всего не думать, но это не всегда получается. Я пытаюсь уловить какую-то внутреннюю связь между ними и понять, к чему все это меня ведет, куда я клоню. Это очень интересно, потому что, когда я придумываю историю, я не понимаю, почему именно она мне нравится. А когда фильм уже снят, можно многое определить, как по следам на снегу. Я снял пять короткометражных фильмов, среди которых, наверное, самым известным является «Сказание о нас с Евгенией», фильм, получивший первое место на фестивале «Святая Анна».

Фаллосы на развес. Я ехал на машине по какому-то спальному району и удивлялся количеству «Интим-магазинов» вдоль дороги. Они попадались чаще, чем, например, «Продукты». Тогда я подумал, что же за люди здесь живут. В голове возник образ мужчины, который приходит домой и дарит жене фаллоимитатор. Другим впечатлением, которое легло в основу фильма, была демонстрация сторонников Путина на Поклонной горе. Это были простые, бедно одетые рабочие люди с помятыми лицами, которые скандировали: «Нам есть что терять». Я подумал: а что им терять? И вспомнил те красные вывески. Случайное совпадение двух этих впечатлений стало импульсом к написанию сюжета.

Тонкая грань. «Счастливый конец» я пытался снять больше года, и мое представление о главном герое менялось. Постепенно я пришел к тому, что это должен быть представитель титульной национальности, являющийся профессионалом в своем деле, что называется, хорошо устроившийся, имеющий любовницу, но испытывающий иногда легкое, неосознанное беспокойство. Однажды я попал на спектакль в «Современник» и увидел замечательного актера Сергея Гирина, которому предложил эту роль. Вторую главную роль исполняет актриса Анна Швол, которая на пробах лучше всех смогла сделать переход от слез к усмешке при вручении странного подарка. И Сергей, и Аня — тонкие актеры, с которыми было очень интересно. Мы сразу договорились о главном направлении, а на съемках просто уточняли, делали варианты и оттенки. В этой истории, где как бы ничего не происходит, очень важна интонация.

Две твердыни. Сложно было найти дом с двумя близко стоящими башнями. Это экспериментальный чехословацкий проект конца 70-х, единственное построенное здание в Москве. Но именно такое я искал. А квартира — моей бабушки. Спасибо ей большое!

Не без иронии. Когда задумывал кино, я немного думал о Дэвиде Линче и немного — о фильме «Ирония судьбы». Титр «Счастливый конец» написан тем же шрифтом, что название фильма Эльдара Рязанова. В итоге мне показалось, что это своеобразный римейк всеми любимой ленты.

Конечный результат. То, что фильм с таким названием уже выходил (комедия Ярослава Чеважевского с Павлом Деревянко и Юрием Колокольниковым в роли сбежавшего от хозяина пениса. — Прим. ред.), меня очень смущало и до сих пор смущает, но ничего поделать с этим я уже не могу. У обоих фильмов, надо признать, довольно удачный заголовок.   

Апокалипсис под одеялом. Все мои истории, к сожалению, очень личные. Иногда так хочется остаться в привычной среде, ничего не менять, а просто, что называется, «наслаждаться жизнью» в норке. Но, конечно, это невозможно. Потому что мир вокруг меняется, разрушается, мигает красный свет и звучит музыка Бетховена. Думаю, что для главного героя все закончилось хорошо, лучше, чем могло бы. В этом смысле для него это счастливый конец. Для нее тоже — ничего, по сути, не изменилось. Но счастливый конец — это еще и комфортный тупик, анабиоз под одеялом, последняя остановка.

Зеркало для героев. Фильм должен был сниматься на деньги, которые я получил за первое место на «Святой Анне», — миллион рублей. Однако на поверку выяснилось, что деньги не реальные: на них можно было взять только оборудование в одной странной конторе, где, образно говоря, имелся лишь сломанный штатив. В результате я почти полностью потратил свои. Бюджет — 300 тысяч рублей где-то. Многие решения фильма пришли во время лаборатории короткого метра «Культбюро». Спасибо большое этому проекту. Я подавал на конкурс «Счастливый конец», который тогда назывался «Стабильность», однако в результате снял с «Культбюро» другое короткометражное кино, которое, надеюсь, скоро смогу показать общественности. Оно называется «Зеркала красавицы Лилии Воронцовой». 

Невидимки спальных районов. У меня есть несколько проектов. Один фильм называется «Рыба-мечта». Это трагикомедия про маленького человека, корректора из Петербурга, который приезжает в эстонский курортный город, чтобы спокойно поработать, а вместо этого влюбляется в странное существо с внешностью привлекательной женщины. Это тоже история болезненного перехода в другую среду, в данном случае — водную. Фестивальное, малобюджетное, авторское кино. Сейчас я участвую с ним в питчинге дебютантов Союза кинематографистов и ищу небольшое финансирование. Второй проект, который мне очень нравится, называется «Невидимый»: абсурдная, грустная и смешная история сложной судьбы человека-невидимки в условиях исчезающего научного городка и распадающейся семьи. Проект я делаю с кинокомпанией Евгения Гиндилиса «Твинди». Наконец, есть третья история, которая называется «Сашины аттракционы». Сценарий был напечатан в журнале «Искусство кино». Он про фантазера из спального района, который отказывается взрослеть и полностью запутывает реальность. Его я тоже очень надеюсь воплотить.

 

Другие фильмы проекта:

50 ПРЕМЬЕР 2013 ГОДА

 

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected]