Финансовый регулятор отнес виртуальные валюты к «денежным суррогатам». Банк России напомнил, что по биткоинам отсутствуют обеспечение и юридически обязанные по ним агенты. Кроме того, операции с виртуальными деньгами носят «спекулятивный характер», осуществляются на виртуальных биржах и несут высокий риск потери стоимости.

В Центробанке отметили, что выпуск «суррогатов» запрещен 27-й статьей федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации». В банке пригрозили, что станут относить операции с биткоинами к сомнительным транзакциям.

Также в организации заявили, что граждане, участвующие в сделках с биткоинами, могут оказаться непреднамеренно вовлечены в преступную деятельность, поскольку их выпуском занимаются анонимные лица. Банк перечислил ряд правонарушений, которые могут осуществляться при помощи биткоинов: отмывание доходов, полученных преступным путем, а также финансирование терроризма.

Обмен виртуальных денег на рубли или иностранные валюты, а также на товары и услуги в Центробанке намерены рассматривать как «сомнительные операции».

После заявления Центробанка от использования виртуальных денег отказалась сеть баров KillFish, объявившая в декабре о начале работы с биткоинами. «Центральный Банк не двузначно разъяснил, что сама природа криптовалюты противоречит правовому режиму РФ в силу своей бесконтрольности», — заявили в компании.

В защиту виртуальной валюты еще до заявления ЦБ выступил глава Сбербанка Герман Греф. В интервью Bloomberg от 24 января он сообщил, что обратился к российским властям с призывом не ограничивать распространение виртуальных денег. Соответствующие письма, по его словам, направлены в Центральный банк, Минфин и администрацию президента. В декабре 2013 года Греф не исключал, что Сбербанк может создать собственную виртуальную валюту.

Центробанк России стал одним из первых государственных финансовых регуляторов, который запретил использование биткоинов. Ранее использовать виртуальную валюту банкам Китая запретил Национальный банк КНР. Кроме того, с предостережениями выступали ЦБ Индии, Франции и Эстонии, однако они не называли операции с биткоинами сомнительными.