Дмитрий Бутрин, экономист:

Единственное, чем угрожает рост доллара и евро, — ценники в магазинах на импортную продукцию вырастут на столько же процентов, на сколько вырос доллар.  Не думаю, что вас это сильно впечатлит.

Рынки перепугались, что нефть больше не будет расти,  поэтому котировки нефти немного упали, а у нас валютная стена, поэтому котировки рубля упали тоже. Но не как в Австралии, где австралийский доллар за пятилетие мог вырасти в два раза и упасть в два раза. Реал в Бразилии тоже скачет, и население этих стран к этому привыкло.  

Я по-прежнему храню деньги в долларах. Стандартный ответ экономиста на этот вопрос звучит всегда одинаково: «Деньги нужно хранить в той валюте, в которой вы предполагаете тратить». Если вы предполагаете тратить в рублях, храните в рублях. Если тратите в евро, храните в евро. Если вы не предполагаете тратить, а хотите исключительно инвестировать, то нужно инвестировать во что-то отличающееся от доллара, рубля и евро, допустим, в собственный бизнес, в недвижимость. Но это уже не для сохранности, а для работы. А если вы хотите заработать, то это совсем другой вопрос: зарабатывают не в евро, долларах и рублях, а в часах времени, потраченного  на работу.

Сергей Пухов, ведущий эксперт «Центра развития» НИУ ВШЭ:

Каждый хранит в той валюте, которая ему больше подходит, универсального рецепта нет. Домохозяйка какая-нибудь располагает суммой, чтобы прожить полгода, а кто-то владеет яхтами и недвижимостью. Но рубль — это точно невыгодное средство для вложений на ближайшие два года. Если вы сейчас вкладываетесь в доллар или евро, то получаете от девальвации рубля какой-то доход.

Богатым я совет давать не буду, они сами умные. Людям победнее я бы посоветовал откладывать свой годовой бюджет на депозит, не превышающий 700 тысяч рублей. Все-таки в рублях. Часть средств нужно оставить на текущую жизнь. Все остальное, конечно, нужно перевести в валюту, которая вам более удобна.

Александр Винокуров, предприниматель:

Ничего страшного не произошло, и катастрофы никакой нет. Долгое время ставки по рублевым вкладам были 10% и выше. А в долларах и евро они были принципиально ниже, точно не помню, но около 2-4%. Корректировка произошла чуть быстрее, чем хотелось бы. Если бы курс изменился за четыре года постепенно, то мы бы вообще ничего не заметили. А мы переживаем, потому что это произошло за несколько недель. На мой взгляд, это адекватное состояние финансовой системы и экономики. Если тенденция сохранится надолго, тогда уже можно будет пугаться. Курс рубля долгое время был стабилен. Я бы продолжал хранить деньги в рублях.

Вадим Дымов, бизнесмен:

Есть золотое правило: деньги надо хранить в разных валютах. В рублях тоже выгодно хранить: если на Западе и 1 процент делает погоду, то в некоторых банках дают и больше 10 процентов. Тем более сейчас есть возможность иметь долларовые и евровые счета в российских банках, то есть деньги могут быть конвертированы хоть каждый день.

Константин Сонин, экономист:

Прогнозы довольно пессимистичные. В ближайшее время будет продолжаться стагнация, которая длится год или полтора. Особых улучшений, как и ухудшений, не намечается.  Перед ЦБ в данной ситуации не стоит цели повысить курс рубля, у него нет особенных инструментов для этого; основная задача — стабильность денежной политики, прежде всего, низкая инфляция. Тем, у кого нет особых сбережений, волноваться не стоит и можно хранить все в рублях. А если денег много, можно диверсифицировать не только между валютами, но и формами активов: что-то вкладывать в акции, облигации; если же денег очень много, можно диверсифицировать еще сильнее: вкладывать в недвижимость. А единственными надежными валютами остаются доллар и евро.

Михаил Хазин, экономист:

Все очень сильно зависит от человека, от его темперамента и желаний. Универсального решения не существует. Один готов сделать долгосрочный вклад и не думать о своих средствах, а другой каждые три дня на эту тему размышляет и дергается. Неправильно в данный момент давать какой-то общий совет, ситуация очень нестабильна.