Председатель правительства Дмитрий Медведев назначил Михаила Котюкова руководителем Федерального агентства научных организаций. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-секретаря главы правительства Наталью Тимакову.

До назначения Котюков был заместителем министра финансов. Соответствующим указом Дмитрий Медведев освободил его от занимаемой должности.

Сегодня правительство рассмотрит проект постановления о ФАНО, которым утвердит положение об агентстве. Проект положения был создан рабочей группой, в ее состав входили депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, а также представители Академии наук.

Накануне замглавы Минобрнауки РФ Людмила Огородова заявила, что Федеральное агентство научных организаций, образованное в ходе реформы госакадемий наук, будет руководить не только академическими институтами, но и всеми научными организациями России. «От той редакции, которая вынесена на обсуждение, ничего не осталось», — сказала замминистра, комментируя положение о ФАНО.

Александр Белавин, физик-теоретик, член-корреспондент РАН:

Личность Котюкова мне совершенно незнакома, но к его назначению на должность главы ФАНО отношусь отрицательно. Потому что в обязанности ФАНО входит не только управление имуществом и финансами научных институтов, но и управление этими институтами — назначение директоров, руководство научной работой. Как может человек, который очень далек от науки, никогда ей не занимался и был заместителем министра финансов, руководить всем этим? Президент Путин в свое время в разговоре с Фортовым обещал выполнить многие — почти все, кроме одного, как он сказал, — предложения РАН, в том числе предполагалось, что руководителем ФАНО будет президент Академии наук. Вот, как все прочие обещания были нарушены, нарушено и это, касающееся руководства. Это, конечно, очень плохо.

Что касается уверений в том, что ликвидацию научных институтов будут проводить с учетом экспертной оценки РАН, я тоже мало верю таким обещаниям. Когда обсуждаются эти вопросы, имеются сообщения о том, как ученые практически не привлекаются к решению этих вопросов. Когда для галочки, я бы сказал, некоторые из них все же привлекаются, им практически не дают высказать свое мнение.

Конечно, есть много претензий к тому, как управление РАН строилось раньше — действительно, проблемы были. Но все-таки люди, которые этим занимались, были настоящими учеными. А теперь создается огромная бюрократическая чиновничья организация. Мы знаем, как сейчас руководится Минобрнауки: как и следует ожидать от чиновников, спускаются всякие инструкции, требуется бесконечное количество отчетов, что очень мешает и только отвлекает ученых от работы. В других странах ведь тоже производится оценка эффективности научных институтов, скажем, во Франции, но это делается совсем по-другому: к оценке привлекаются ученые, не связанные непосредственно с оцениваемым институтом, и уважаемые эксперты из других стран — это делается не чиновниками.

Академия наук, между прочим, не очень-то нами и управлялась, институты имели самостоятельность и занимались тем, чем должны были заниматься, а вот эта организация, ФАНО, будет показывать, что она работает. Одной из целей создания агентства является организация большого количества теплых мест для чиновников, которые будут, как уже происходит, получать зарплаты намного большие, чем научные сотрудники. Младший научный сотрудник и кандидат наук в институтах получает 16 000 рублей, а старшие и доктора — 28 000. То, что произошло в Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», — это модель того, что, по всеобщим ожиданиям, будет с РАН: там имеются ученые, которые получают очень низкие зарплаты, и раздувающаяся администрация, которая получает зарплаты в десять раз больше. Вот вам и цель ФАНО, а вовсе не увеличение эффективности науки.