Есть несколько способов приобрести произведения современного искусства. Они продаются через галереи, куда покупатель может прийти сам и купить что-то, на арт-ярмарках, где размещены стенды галерей, у арт-дилеров, которые продают отдельные произведения искусства. Иногда что-то можно купить в студии у художников или у арт-фондов и, конечно, на аукционах, а в последнее время — и через интернет. Особенно успешные примеры — портал Artsy Даши Жуковой и Artspace Марии Байбаковой.

В современном искусстве, как и в любом искусстве вообще, поднимаются и темы вечные, такие как любовь или смерть, и актуальные, социально-политические и т. д. Однако меняется подход к использованию материалов, и за этим очень интересно наблюдать. Сегодня художники много работают с текстурами, можно сказать, с плотью произведения, с его тканью: используют сложные комбинации бумаги, обработанной в разных растворах, картона, металла, красок, разъеденных кислотами. Это можно увидеть, например, у Райана Салливана (Ryan Sullivan), Дэна Колена (Dan Colen), молодой звезды Венецианской биеннале Дана Во (Danh Vo), Волед Бешти (Walead Beshty), Ансельма Райле (Anselm Reyle), Джейкоба Кассейя (Jacob Kassay) и классика Герхарда Рихтера (Gerhard Richter).

В новых художественных медиа сейчас тоже происходят интересные вещи. Медийными инсталляциями занимаются Джулиан Опи (Julian Opie), Бил Виола (Bill Viola), Томас Хиршхорн (Thomas Hirschhorn). Латиноамериканская школа делает выдающиеся сложносочиненные иллюзии. Например, чилиец Иван Наварро (Ivan Navarro) использует в своих неоновых работах зеркала Гезелла, создающие эффект бездонного колодца. Бассейн аргентинца Леандро Эрлиха (Leandro Erlich) кажется наполненным водой, но на самом деле он пуст и туда может зайти зритель. В окне-картине того же художника идет настоящий дождь. Гиперреальность этих работ, их сенсорная полнота завораживают современных коллекционеров.

Коллекционеры в наши дни все чаще превращаются в меценатов, открывая фонды частных коллекций, предназначенные для публичного экспонирования работ. В них проводят конкурсные программы для художников, организуют художественные резиденции. Например, так работает парижский фонд SAM Сандры Муйе (Sandra Mulliez) и донецкий фонд «Изоляция» Любови Михайловой.

Среди коллекционеров такого типа популярны работы внепредметные, не являющиеся объектом в привычном смысле, то есть звуковые и визуальные инсталляции. Так как такие коллекции не ограничены жилым пространством и пространством запасника, их владельцы могут позволить себе собирать шикарные инсталляции. Вообще переход от предметного искусства к беспредметному — один из важнейших современных трендов.

Если говорить про авторов классического предметного искусства, то по популярности среди покупателей все рекорды бьет американская молодежь: Нейт Ломан (Nate Lowman), Адам Макьюэн (Adam McEwen), Тауба Ауэрбах (Tauba Auerbach). Также пользуются спросом «молодые британские художники» Дэмиен Херст (Damien Hirst), Марк Куинн (Marc Quinn), Гэри Хьюм (Gary Hume), Трейс Эмин (Tracey Emin). И стабильно большой ажиотаж вызывают ранние работы классиков современного искусства — Кабакова, Булатова, Васильева.

Наш современник Герхард Рихтер достиг в Европе невероятного рыночного успеха: его крупные полотна уходят более чем за 10 миллионов долларов. Американец Джефф Кунс, известный своими дорогими нарядными объектами, продолжает давать по два шоу в год, несмотря на сложную рыночную ситуацию с его «игрушками». Все равно все они стоят от 2 до 5 миллионов и ниже опускаться в ближайшее время не будут.

Россияне пока современным искусством не очень интересуются. Но их интерес совершенно точно будет расти, потому что любой думающий человек в какой-то момент приходит к современной культуре через разнообразные ее проявления, будь то живопись, музыка, кинематограф, архитектура или синтетические формы. Уже сегодня русские поддерживают и покупают современное искусство гораздо охотнее, чем в недавнем прошлом. Но все же пока до уровня американской или европейской культуры коллекционирования и меценатства нам еще далеко.

Логика при выборе работ для коллекции может быть самой разной: кто-то собирает лучшее — скажем, произведения признанных художников, кто-то — звезд какого-либо направления (Young British Artists, например), у кого-то логика декоративная, у кого-то — инвестиционная.

Цена произведения по большей части складывается из параметров, известных и неизменных на протяжении веков: экспозиционная история (если работа неоднократно выбиралась различными независимыми кураторами, музеями и институтами), история продаж работ художника на рынке (что, когда, почем, в каком количестве), редкость работы (много ли произведений в этой серии), распроданность тиража (если речь идет о фотографических работах, в этом случае последние экземпляры тиража дороже первых), «засвеченность» на рынке (если работа неоднократно предлагалась на аукционах и в галереях или перепродавалась много раз, такая вещь не является желанной для коллекционера).

Проанализировав все эти параметры, можно понять реальную цену работы. Для новичка, может быть, это непросто: требуется слишком большая исследовательская работа, необходимо много дополнительной информации и связи в арт-мире, чтобы понять, что, когда, кому предлагалось и почем. Поэтому для определения цены произведения лучше обращаться к экспертам.

Но для понимания, какая работа вам нужна, в первую очередь нужно обратиться к себе.

Чтобы восхититься и понять выдающееся произведение, не нужно ни специального образования, ни исчерпывающей информации. Главное — быть открытым по отношению к себе, и тогда искусство раскроется само собой.