28-летний Дмитрий Кубасов в первую очередь актер. Еще студентом он сыграл эпизодическую роль в «Грузе 200» Алексея Балабанова. Потом были звездные главные роли: в триллере «С.С.Д.», любовной истории «Детям до 16...», режиссерском дебюте Людмилы Гурченко «Пестрые сумерки». Вот только Дмитрий давно уже снимается только по дружбе, а все свободное время посвящает режиссуре. Поворотный момент наступил в 2008 году, когда Кубасов познакомился с французским режиссером Филиппом Гранрийе и сыграл в его картине «Озеро», участвовавшей в «Горизонтах» Венецианского фестиваля. Кубасова так увлек мир авторского кино, что он захотел создавать собственное. Для этого окончил документальную мастерскую Марины Разбежкиной, снял несколько успешных в фестивальном отношении работ: короткометражки «Таня 5-я» и «Алехин» (последний и представляется вашему вниманию), а также поучаствовал в коллективном полнометражном фильме студентов Разбежкиной «Зима уходи!». Сейчас Кубасов с головой погружен в проект «Реальность», придуманный вместе с Александром Расторгуевым, Павлом Костомаровым и Алексеем Пивоваровым, — документальный сериал, в котором жители Москвы сами запечатлевают собственную жизнь на видеокамеру.

Парень встречает девушку. Мне захотелось сделать современную историю. Чтобы все происходило в Москве, а героями фильма стали молодые люди — мои ровесники. Найти кино там, где его на первый взгляд нет. При этом хотелось сделать страстную историю, где главным образом мы бы следили за взаимоотношениями между парнем и девушкой. 

Холодно, страстно. Выбор героев — это одно из самых главных и важных решений в документальном кино. В кастинге нельзя ошибиться, иначе весь твой замысел рухнет. Героев для этого фильма я искал довольно долго, понадобилось где-то полгода. С Женей Алехиным и Оксаной мы встретились на Финском заливе, на съемках фильма «Холодно», в котором я снимался как актер. Женя тоже там снимался, по сценарию он приходился моему герою другом. Женя и Оксана на тот момент только начинали встречаться. У меня не было с собой камеры, поэтому я просто наблюдал за ними. Оторваться от них было невозможно, у меня появилось ощущение, что я уже снимаю кино. Я понял, что нашел героев. 

Любовь втроем. Три месяца я жил с Женей и Оксаной в их съемной квартире. За это время наши отношения изменялись то в лучшую, то в худшую сторону. Психологически это было не просто. У меня была задача сделать так, чтобы они не боялись камеры и свободно проживали свою жизнь со всеми ее трудностями и невзгодами. Когда это получалось, я был счастлив. 

Концерты по городам. Женя часто ездил на гастроли со своей группой «Макулатура». За полгода мы объездили кучу городов. У Алехина есть целая армия поклонников по всей стране. На концертах было много людей. В Минске пришлось сделать два выступления подряд, поскольку люди просто не вмещались. Это было круто. Все это, естественно, сопровождалось огромным количеством бухла. В какой-то момент я думал, что не смогу закончить фильм из-за чрезмерного пьянства, но, слава богу, все закончилось хорошо.

Ничего кроме правды. «Алехин» — исключительно документальное кино. В нем нет ни одной постановочной сцены. При этом я убежден, что любое кино, которое ты делаешь — не важно, документальное или игровое, — оно про себя. 

Канал культуры. Зрители фильм воспринимают по-разному. Кому-то фильм очень нравится, кому-то совсем не нравится. После показа фильма на «Артдокфесте» один известный кинематографист, на фильмах которого я, можно сказать, вырос, сказал, что фильм «Алехин» разрушает русскую культуру. В какой-то степени мне это даже приятно. Другие говорили, что у меня получилось снять фильм о герое нашего времени. 

Антропология. Сейчас я работаю над новым проектом, который называется «Реальность». Работаю я над ним совместно с Александром Расторгуевым, Павлом Костомаровым и Алексеем Пивоваровым. Это большое антропологическое исследование. Герои этого проекта сами снимают свою жизнь на камеру. За два с половиной месяца работы к нам на кастинг пришло больше тысячи человек. Из них уже около сотни принесли отснятый материал. Наша задача состоит в том, чтобы сделать из этого любительского видео полноценное кино. 

Чужие письма. Не так давно я был на показе в документальной мастерской Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Там ребята сдавали свои курсовые работы. Для меня показы в мастерской давно стали главным кинособытием года. Такую свободу и энергию от фильмов можно увидеть только там. Фильм, который меня больше всего поразил, называется «Между нами» Кати Горностай. Это очень личная история, где режиссер становится главным героем фильма. Вот его бы я и назвал лучшим документальным фильмом, который я посмотрел за последнее время.

Другие фильмы проекта

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected]