Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

1. «Небесные странники» Марка Захарова в «Ленкоме» 14–15, 22–23 мая

Удивительное ощущение: будто смотришь классический, идеальный фильм Захарова, уровня «Обыкновенного чуда» или «Того самого Мюнхгаузена», только сюжет новый, незнакомый. Это не упрек в архаике, напротив, восхищение мастерством режиссера, не теряющего ни остроты, ни лиризма и сохраняющего верность пусть несколько старомодному, но живому, по-феллиниевски сочному и раскованному стилю. Спектакль — стройная композиция, объединившая чеховские рассказы «Попрыгунья» и «Черный монах» с мотивами «Птиц» Аристофана. Заимствования из античной комедии привносят в постановку не мифологическое, но сказочное начало, то, за что в старых постановках Захарова отвечали слова Евгения Шварца и Григория Горина. А дуэт Александры Захаровой и впервые вышедшего на сцену «Ленкома» Александра Балуева достоин всех «Золотых масок».

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

2. «Братья» Алексея Мизгирёва в «Гоголь-центре» 30–31 мая

Алексей Мизгирёв, самобытный кинорежиссер, дебютировал на театральной сцене переложением на современный российский лад шедевра Лукино Висконти «Рокко и его братья». Премьеру ждали не без страха: кто знает, что сотворит «дилетант»; сам режиссер в интервью «Снобу» шутил мрачно. Страхи рассеялись: драматург Михаил Дурненков написал отличный — живой, дышащий и при этом хорошо структурированный — текст, по которому Мизгирёв поставил один из лучших спектаклей сезона. За скупой сценографией (сцена-клетка, подобие огражденного проволочной сеткой ринга для подпольных боев) — вся Москва, за бытовым текстом — строгая система этических координат и все навязчивые мотивы Мизгирёва, от города-вампира до главного — крови; тут стоит вспомнить, что эпиграфом к сценарию «Бубна, барабана» была цитата из тургеневских «Записок охотника»: «Кровь — святое дело, кровь», а первая, не вошедшая в финальный вариант фильма сцена заканчивалась словами: «Кровь всегда на правду выведет». В «Братьях» ничего, кроме правды, азарта и искусства.  

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

3. Выставка «Кино-фото-людогусь» в ГЦСИ с 17 мая

В большом выставочном зале ГЦСИ старое кино и фотографии пионеров авангарда вступают в интимную связь с работами наших современников, выпускников Школы фотографии и мультимедиа им. Родченко. Эффектная проверка связи времен на прочность.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

4. «Москва — Петушки» Сергея Женовача в «Студии театрального искусства» 18, 24, 30 мая

«Раз, два, туфли надень-ка! Как тебе не стыдно спать!»: старая добрая летка-енька выпрыгивает из плотного массива текста Венички Ерофеева, старый добрый складчатый занавес передает серый привет от советских ДК и актовых залов. Вещь — символ той эпохи, в которой Веничка под присмотром нежных и понимающих ангелов добирался от Савеловского вокзала в Петушки, часть аскетичной и эпической сценографии Александра Боровского, такая же важная, как люстра с водочными бутылками вместо ламп (цитата из неосуществленного спектакля Таганки, эскизы к которому делал Давид Боровский), красные кремлевские башенки, стол для распития, выпрыгивающий из подполья матрас — лежбище пьяной нимфы. Если бы мне пришлось составлять список прозы, не поддающейся экранизации или инсценировке, в тройке лидеров была бы поэма Ерофеева, однако Сергей Женовач совершил невозможное — при помощи актера Алексея Верткова: без его грандиозной работы ничего бы не вышло.

Кадр из фильма «Захват заложников»
Кадр из фильма «Захват заложников»

5. «Датская волна» в «35 мм» с 29 мая

Хедлайнер традиционного фестиваля современного датского кино — «Захват заложников» Тобиаса Линдхольма, очень мужской фильм о команде датского сухогруза, захваченной сомалийскими пиратами, и жесткой торговле, затеянной на суше большими капиталистическими боссами. Параллели между диким морским разбоем и европейским рынком более-менее предсказуемы, интереснее в «Захвате» как раз коллективный мужской портрет, исследование мужских кодексов поведения — постоянная тема Линдхольма, сценариста прошлогодней «Охоты».

Кадр из фильма «Стартрек: Возмездие»
Кадр из фильма «Стартрек: Возмездие»

6. «Стартрек: возмездие» Джей Джей Абрамса в кинотеатрах с 16 мая

Блокбастер создателя «Лост» Джей Джей Абрамса — гораздо более непредсказуемый, чем выверенная по классическим канонам предыдущая серия легендарной франшизы.

Кадр из фильма «На грани сомнения»
Кадр из фильма «На грани сомнения»

7. «На грани сомнения» Майка Фиггиса в кинотеатрах с 16 мая

Фиггис — британский экспериментатор, почти культ рубежа 1990–2000-х годов — возвращается с относительно традиционным триллером. Тем, кто помнит «Покидая Лас-Вегас», «Тайм-код» и «Отель», гарантирован приступ синефильской ностальгии.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

8.  Выставка «Удивляться нечему» Дмитрия Гутова в ММСИ в Ермолаевском с 24 мая

Об озорном духе художника напомнила недавняя камерная выставка в «Триумфе» «Гений нуждается в оргии». Глобальная персоналка с работами за 20 лет — от коллажей до скульптур, инсталляций и видео — тоже своего рода оргия, разгульное артистическое празднество.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

9. «Рауль» Джеймса Тьере в Театре им. Моссовета на открытии Чеховского фестиваля 19–21, 23–25 мая

Парижская «Компания Майского Жука» уже гостила на Чеховском фестивале в 2009 году. Новая постановка аскетичнее — по сути, это моноспектакль артиста и режиссера. В программе есть и другие любимчики Чеховского феста: непревзойденный канадский рассказчик Робер Лепаж, по-кафкиански мрачный французский танцовщик венгерского происхождения Жозеф Надж. Одно из главных событий — удивительная интерпретация кафкианского «Процесса», осуществленная в Мюнхене Андреасом Кригенбургом (в Москве на фестивале NET были его «Три сестры»). Подробнее — ближе к делу, в июне.