«Катя Креналинова» — фильм со счастливой фестивальной судьбой. Он побывал на самом, пожалуй, авторитетном фестивале документального кино в Амстердаме (дни IDFA в Москве прошли в начале марта), участвовал в смотрах короткого метра в Гамбурге и Торонто, документального кино в Мадриде и Хельсинки. На петербургском «Послании к человеку» получил спецприз Первого канала, на Международном студенческом фестивале ВГИК был назван лучшим фильмом конкурсной программы. Притом что к документальному кино эта работа прямого отношения не имеет. И реальная Катя Креналинова, исполнительница главной роли, героиня новейшей московской богемы — не совсем та «Катя Креналинова», что стала героиней фильма.

Школа жизни  По первому образованию я художник, по второму — режиссер. А вообще всю жизнь учусь у мамы с папой и книжки читаю. В четвертом классе в первый раз прочитала Библию. В пятом папа объяснил геометрию Лобачевского. Мама показала Босха, Брейгеля, «Капричос», «Экзорциста». Хотела посмотреть «Королеву Марго» Патриса Шеро — разрешили прочитать. Бабушка Саша из Ленинграда курила папиросы, читала Маяковского, ходила в моря и научила играть в карты. Бабушка Люба отвела меня в хор и на фехтование. И только дед разрешал мне носить его футболки в пол и смотреть мультики. А потом мне исполнилось 12. Вот моя любимая школа.

Относительность документальности  Жанр моего фильма — мокьюментари. Но жанровая политика российских кинофестивалей настолько узкая и устаревшая, что ни на одном из них я не встретила возможность указать этот жанр. В общем, это отдельная тема для дискуссии. В фильме рассказывается не частная история моей героини. Это портрет поколения. И по тому, как зритель реагировал на разных показах, он это видел, считывал, чувствовал. Классический документальный фильм «Нанук с Севера» — насколько документальный? А «Аргентинский урок»? «Последний поезд домой»? «Как я дружил в социальной сети»? Это все фильмы — участники и победители крупнейших мировых кинофестивалей. И все они сделаны в жанре мокьюментари.

Молчание  Фильм мы сняли в две смены — натура, интерьер. С первого дубля. Без сценария. С предполагаемыми обстоятельствами. Про героиню рассказывать не хочу, все, что я о ней сказать хотела, есть в фильме. Лучше промолчать, потому что предпочитаю не говорить о людях очень плохо. Каждый идет своим путем к известности. А познакомили нас друзья.

Наглость  Для меня это история страха. «Тварь я дрожащая или право имею». История родилась от героини. В процессе общения с ней и из ее жизненной философии. Все, что звучит, как звучит и мысль, заложенная в фильме, я услышала из уст самой героини и не раз. А дальше все это было поставлено в такую ситуацию, где приобрело иной оттенок. Это мой взгляд на нее. Правда, вначале было сложно пройти путь от «в ней что-то есть» до «как это показать?». Визуализировать эмоцию, а не историю. Именно это я и пыталась сделать. И простите мне мою наглость, но, по-моему, у меня вышло. Я снимаю только про то, что знаю и чувствую. А про то, что не знаю, узнаю.

Наивность  Алексей Ефимович Учитель увидел уже готовое кино. Годом ранее он посмотрел кусок и не проявил интереса. Доделывала все сама втихую. После просмотра Учитель обернулся и спросил: «Посадили девочку или нет?» Был уверен, что это документ. Собственно, он и настоял на том, что показывать кино надо как документальное. Согласна с ним. Хотя как режиссеру, мне в этом меньше толку. Но кино должно работать, доходить до зрителя. Иначе какой смысл?

Живая жизнь  Разница между игровым и документальным кино есть. Документальное кино — это открытие. Когда тебе открывается жизнь. Или нет. Документальное кино — это адский труд. Но нет ничего сильнее, чем запечатлеть драматургию живой жизни. И тавтология тут не случайна. Меня интересует и то, и другое. Моя любовь — Герман. Ханеке. Игровое кино. Но в кадре должна присутствовать жизнь. Я хочу видеть правду, а уж как мне ее снимут, мне все равно. Это вторичная задача.

Девушка желает познакомиться  Всегда работаю над собой. И над сценариями. Очень хочется снимать кино. Есть столько задумок — и игровых, и документальных. Но я не могу написать все сама. Сценаристы, позвоните мне. Я страшная зануда, но с отличным чувством юмора.

Другие фильмы проекта

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected]