«Конечно, странно, что все в этом месте останется как сейчас есть: кирпич, провода все, конструкции железные, но это так надо, стиль такой. Должно красиво быть», — это бригадир электриков говорит, на страницах буклета первого сезона. 

Всего неделю назад, когда войти в театр можно было только с черного, служебного входа, в то, что «Гоголь-центр» откроется 2 февраля, поверить было невозможно: казалось, ремонту нет конца и края. «И сегодня в пять утра, когда я отсюда уходила, поверить было невозможно», — говорит мне Наташа Шендрик, дизайнер и автор фирменного логотипа.

Всего за несколько часов пахнущий краской ремонтный кавардак превратился в очень красивую, как и предполагал бригадир электриков, площадку; ничего похожего на советский «театр-театр». Избавившись от лишних перегородок и стен, фойе стало огромным, живописно-шероховатым, с обнаженной кирпичной кладкой и псевдограффити. Похожими методами превращались в центры современного искусства соседние «Винзавод» и Аrtplay. Их принадлежность одному культурному полю «Гоголь-центр» подчеркивает, включив в буклет и карту местности, с «Армой» и «35 мм».

Зал, который так подходил для сумрачных концертов Диаманды Галас, напоминает паровозное депо, которое и правда здесь было когда-то. Если во время представления смотреть прямо перед собой, видишь только татуировку на спине Гали Солодовниковой, художника, не раз сотрудничавшего с Кириллом Серебренниковым. Смотреть надо в стороны, потому что зал рассекают железнодорожные рельсы, зрители сидят вдоль них, и все четыре акта своеобразной мистерии разыгрываются везде, не только на сцене; здесь нет вип-зон и привилегированного партера, в тотальном театре все равны.

«00:00» — хитрое название; это и четыре буквы «О», содержащиеся в полном имени классика — Николай Гоголь-Яновский, и цифры, с которых начинается отсчет нового времени. В тему рельсы, обыгрывающие и историю места, и близость Курского вокзала, и преемственность с предыдущим проектом Серебренникова, «Платформой» на «Винзаводе». И то, что движение — жизнь; аксиома.

Еще кажется аксиомой и то, что все просто и поправимо — я не только о чудесном преображении фойе. Полгода, прошедшие с момента назначения Серебренникова худруком театра им. Гоголя до объявления о преобразовании замшелой площадки в мультимедийный и полифоничный «Гоголь-центр», сопровождались скандалами. Их часто инициировали артисты театра, с ужасом смотревшие в непонятное будущее. Зря.

Первая глава «00:00» — «Ночь», в ней пьесу Любови Стрижак — о старых артистах, об осколках воспоминаний, счастье освобождения от страхов и относительности паспортного возраста — играют (и хорошо играют) как раз артисты театра. Включая и недавнего непримиримого оппонента Серебренникова, Светлану Брагарник (памятную и тем, кто в театре Гоголя не был, по грандиозной роли в фильме Виктора Аристова «Сатана»).

За несколько лет я был в театре им. Гоголя раза три: на концерте Диаманды Галас, на инсценировке «Черного молока» Василия Сигарева и на дебютном спектакле Константина Богомолова «Что тот солдат, что этот» — очень, кстати, хорошем, хотя в Малом зале актеров на сцене было больше, чем зрителей на подвижной платформе. Забавно, но, похоже, эти три направления составляют теперь и репертуар «Гоголь-центра»: акцент делается на концерты, новую драматургию и дебюты.

Музыка, новизна, молодость — что не отменяет диалога со старшим поколением. Финальную фразу «00:00» «Гоголь-центр» открыт!» произносит старейшая артистка труппы Майя Ивашкевич, когда-то работавшая с Таировым. В ближайших планах актрисы — главная роль в «Елке у Ивановых», спектакле совсем молодого режиссера Дениса Азарова.

Новая драматургия на открытии — это «Ночь» Стрижак и «День» Валерия Печейкина (переработавшего «Сон в летнюю ночь» — это единственный спектакль «Седьмой студии», который остается на винзаводовской «Платформе»), упоительный микс драматического театра и площадного перформанса, воплощенный артистами «Седьмой студии» и Ликой Руллой (звездой мхатовской «Зойкиной квартиры»). Почти дионисийское действо, начинающееся как серия встреч парней и девушек со смертью, но венчающееся, как и полагается древнему ритуальному театру, вечным воскрешением.

Танец — часть «Утро», придуманная коллективом «Диалог Данс», отвечающим в «Гоголь-центре» за грядущий фестиваль «Диверсия». «Вечер» — творение еще одних резидентов театра, студии SoundDrama, фолк-рок-нойз-представление, впрыскивающее залу мощную дозу адреналина.

В февральском репертуаре — премьера камерной «Митиной любви», концерт «Лав из...» ко Дню святого Валентина и «Стихи мужчинам» к 23 февраля, «бунинский» вечер Аллы Демидовой и перекочевавшие с «Платформы» «Отморозки» и «Левый концерт» «Седьмой студии».

Мне очень нравится перечислять эти названия. Мне очень нравится то, что в городе появился новый, правильный центр.