Филипп Юрьев — двадцатитрехлетний выпускник мастерской Алексея Учителя во ВГИКе. «Песня механической рыбы» — его дипломная работа. В 2012-м она участвовала в конкурсе короткого метра «Кинотавра» в Сочи, в конкурсе петербургского «Послания к человеку» и фестиваля в Клермон-Ферран, прямо сейчас — в конкурсе короткого метра на фестивале «Сандэнс», придуманном Робертом Редфордом. 30-минутная драма рассказывает об отце, который едет из глухой деревни в Москву на свадьбу родного сына, которого никогда прежде не видел.

Филипп Юрьев — о Крайнем Севере, выборе героя и времени на алкоголь и травку:

Когда я рассказал всем о своей идее, реакцию получал примерно такую: «Сынок, ты даже не представляешь, во что ввязываешься». Помимо непростых московских съемок планировалась экспедиция в Архангельск. Руководство Учебной киностудии на эту поездку дало добро с большим скрипом. О том, что от Архангельска нужно лететь на вертолете 1500 км на Крайний Север, я умолчал. Когда мы заплатили за перегрузку техники на борту вертолета, стало понятно, что из съемочной группы в восемь человек деньги на обратный билет остаются у четырех, а для других четырех это была поездка в один конец. Тогда мы решили, что спастись должны актеры, ассистент по пленке (чтобы сдать ее на проявку) и звукорежиссер (у нее начиналась первая сессия). Потом, к счастью, нашелся мужик, капитан торгового судна, который пустил нас в грузовой трюм, где мы всего-то сутки шли по шторму.

Когда я вывез всю съемочную группу в эту деревню, все оказались потрясены увиденным: землянки, по крышу занесенные песком, настоящая пустыня вокруг. Но в то же время на песке лежали громадные льдины, проезжали оленьи упряжки, холодно чертовски. Я уговорил сниматься одного ненца, на съемки он пришел пьяный и с ружьем. Когда я объяснял ему задачу, он крикнул почему-то: «Сейчас поляжете, цыгане» — и навел ружье. Помню, как я подумал: «Херцог бы оценил...»

Эта история отчасти про меня самого. В ней много придуманного, но больше прожитого. Я не разговаривал с отцом 15 лет, а исполнитель главной роли, Юрис Лауциньш, уходил из своей семьи, тяжело пил, поэтому понимал этого персонажа даже лучше, чем я. Мы понимали, о чем мы снимаем.

Сценарии к своим фильмам я буду писать сам, потому что не верю в соавторство. Понимаете, я ленивый, мне как-то быстро надоедает сидеть в компании ноутбука и чистого листа больше двух часов. Соавтор моей прошлой студенческой работы, «Видоизмененного ландшафта», написал текст за один вечер, когда его родители уехали на дачу. Я написал «Рыбу» за ночь. Когда есть о чем писать, я делаю это очень быстро.

«Сандэнс» — большая удача, на него кинематографисты молятся. Но тут все зависит от изворотливости режиссера, так что на алкоголь и травку, в отличие от «Кинотавра», тут у меня едва ли хватит времени.

 

Другие фильмы проекта: