Изобретение кино стало величайшим подарком для вампиров: люмьеровский аттракцион позволил им коротать долгие солнечные дни в целебной темноте кинозалов. Так, во всяком случае, считает автор книги «Интервью с вампиром» Энн Райс.

Следуя ее фантазийной логике, идеальный вампирский кинофестиваль проводится в норвежском Тромсё: живописный город расположен за пределами полярного круга, и в дни феста за окном полярная ночь, а на небе не редкость северное сияние.

Еще про Тромсё стоит знать, что это город-побратим нашего Мурманска и, вопреки расхожим стереотипам, в нем почти никогда не бывает по-настоящему холодно: с одной стороны город защищают горы, с другой — теплый Гольфстрим.

Что касается самого фестиваля, то он придуман в 1991-м, возглавляет его уроженка Калифорнии Марта Отте, которая параллельно руководит и региональной синематекой Северной Норвегии, расположенной в смахивающем на сказочный теремок кинотеатре «Верденстеатрет» (почти ровеснике люмьеровских сеансов).

Программа кинофестиваля, всегда безупречно подобранная, состоит из основного конкурса, «Горизонтов», специальных показов, ретроспектив, секций «Выбор критиков» и «Сигналы», а также обширного блока «Фильмы с севера», состоящего из короткометражных и документальных работ, созданных в Баренц-регионе и других арктических территориях.

В Тромсё очень любят русское кино. В 2010-м главным хитом фестиваля оказались «Стиляги» Валерия Тодоровского, показы немой классики в сопровождении живой музыки, например «Необычайных приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова, проходят под открытым небом, на ледяном экране, и вызывают ажиотаж при любой погоде.

В конкурсе 23-го фестиваля 11 картин, среди них каноническая экранизация военной повести Василия Быкова «В тумане» Серея Лозницы, вуайеристская история взросления «В доме» Франсуа Озона и синефильская лав-стори «Табу» португальца Мигеля Гомеша. Российских фильмов, как водится, много — в Тромсё не согласны с расхожей фразой из фильма «Изображая жертву»: «Русское кино в жопе».

Вовсе нет: в Тромсё едут документальный дебют киноведа Любови Аркус «Антон тут рядом», «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Я тебя не люблю» Александра Расторгуева и Павла Костомарова, «Завтра» Андрея Грязева, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова и «Белый тигр» Карена Шахназарова.

Фильмом открытия стал «Суррогат» Бена Луина, получивший приз зрительских симпатий на предыдущем фестивале «Сандэнс»: реальная история Марка О’Брайена, поэта, журналиста и адвоката, перенесшего в раннем возрасте полиомиелит. В фильме рассказывается о том периоде жизни Марка, когда он решает потерять девственность при помощи секс-терапевта, будучи при этом привязанным к аппарату для искусственного дыхания.

Из других важных показов: последний фильм Ксавье Долана «Лоуренс по-любому», «Тут вам не Калифорния» Мартена Персила, пронзительный долгострой «Маргарет» театрального режиссера Кеннета Лонергана и специальный скрининг «К северу через северо-запад» Альфреда Хичкока.

А две персональные ретроспективы посвящены действительно культовым именам — финскому документалисту и автору необычнейшей игровой комедии «Граф» Петеру фон Багу и шведскому классику Яну Троэллю, автору «Эмигрантов» и «Урагана», наделавшего шума в советском прокате.