Каждому. кто хочет узнать больше о человеческом сознании, трудно порекомендовать лучшего собеседника, чем Татьяна Владимировна Черниговская — российский нейролингвист и экспериментальный психолог, доктор филологии и биологии, член-корр Норвежской академии наук. Энциклопедичность знаний так редко идет рука об руку с обаянием, чувство юмора — с чувством аудитории. С одинаковой легкостью она приводит примеры из квантовой физики и из истории философии, цитирует Гете и Лотмана, Канта и Роджера Пенроуза, щеголяет англоязычными терминами и иллюстрирует самые современные концепции самыми бытовыми примерами.

Лекцию открыл эпиграф из Леви-Стросса: «XXI век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вообще». С этого момента и до самой последней минуты лекции ощущения слушателей можно сравнить с тем, что испытывают посетители аттракциона «американские горки» — на особенно крутых поворотах мысли можно было слышать, как аудитория хором выдыхает воздух. А как было сдерживаться, когда устройство мозга объяснялось на примере модели из разноцветной пряжи, которую связала американский психиатр Карен Норберг, а вехи антропологии иллюстрировала флейта возрастом в 34 тысячи лет (многие помнят ее по фильму Херцога «Пещера забытых снов»)?

Тем не менее, за увлекательной формой скрывались проблемы, о которых большинство слушателей наверняка задумывались и раньше. Как мы можем быть уверены, что действительно познаем реальный мир, если единственный инструмент познания — наш мозг, о котором мы вообще почти ничего не знаем? Можем ли мы его познать? И что такое в этом случае «мы», если все, что происходит в нашем сознании, полностью определяется физико-химическими процессами в том же самом мозгу? Согласно теории гарвардского нейробиолога Дэниела Вегнера, действия человека полностью определяются импульсами мозга задолго до сознательного принятия решений — в самом же сознании лишь фиксируются итоги поступков (будь то муки совести или экзистенциальные метания). Как же, в таком случае, мы можем нести ответственность за последствия своих поступков? Существует ли свобода воли или реальна только «нейроэтика»? Где в человеке сокрыты добро и зло?

Лекция Татьяны Владимировны Черниговской состояла главным образом из вопросов, на которые наука пока не знает ответа. Однако это не помешало слушателям по завершении лекции засыпать докладчика дополнительной дозой вопросов – правда, на этот раз более практического свойства. Говорили о рекламе и нейромаркетинге, о воспитании детей, о внутреннем диалоге («Я иногда обсуждаю с собой собственные решения, и меня это страшно злит — кто это существо, которое смеет разговаривать со мной на ты?!») Разошлись поздно. Выходя из Геологического музея под ноябрьское московское небо, многие инстинктивно поднимали глаза вверх, еще раз вспоминая знаменитую цитату из Канта, прозвучавшую на лекции: «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звездное небо над головой и нравственный Закон внутри нас». Небо в этот вечер было затянуто тучами и выглядело довольно непрезентабельно. К счастью, внутри нас самих тоже есть немало волнующих тайн.

 

Читайте по теме:

Свобода воли и нейроэтикa. Лекция нейролингвиста Татьяны Черниговской