Чарльз Дарвин родился с очень светлым цветом кожи, в то время  как у большинства населения Земли кожа темная или смуглая. Когда ему было чуть больше 20 лет, он отправился в путешествие на корабле «Бигль». Наблюдения, сделанные им в этом легендарном путешествии, в конечном итоге вылились в книгу «Происхождение видов», написанную 150 лет назад.

За годы плавания на «Бигле» он узнал, что цвет кожи — одно из главных различий между людьми. Он знал, что темнокожие люди живут ближе к экватору, а люди с более светлой кожей, как у него самого, ближе к полюсам. Он ничего не написал о своих выводах в «Происхождении видов», но гораздо позже, в 1871 году сказал: «Цвет кожи — самое заметное и очевидное из всех различий между расами... Разница в цвете кожи не обуславливается различиями в климате». Он путешествовал по всему миру и видел, что в разных местах живут люди с разным цветом кожи, однако отверг идею, что характер пигментации кожи человека связан с климатом. Тогда у Дарвина просто не было возможности воспользоваться информацией НАСА.

НАСА управляет множеством спутников, которые собирают разнообразные данные о нашей окружающей среде. Много десятилетий спутники TOMS собирают информацию об уровне радиации на поверхности Земли. Это имеет громадное значение для понимания эволюции пигментации кожи человека. Дарвин в свое время не смог или не захотел осознать принципиальную связь между интенсивностью ультрафиолетового излучения и цветом кожи. А также то, что сам цвет кожи — продукт эволюции. По карте, где отмечена предполагаемая степень пигментации жителей Земли, видно, как плавно меняется цвет кожи от темного у экватора к светлому у полюсов.

Важно, что древние люди эволюционировали в регионе с высоким уровнем ультрафиолетового излучения — в Экваториальной Африке. Наши предки обладали очень темной кожей. Мы унаследовали удивительную особенность — все наши предки 1,5-2 миллиона лет назад были темнокожими.

Когда началась эволюция человека, на районы, близкие к экватору, обрушивались огромные объемы ультрафиолетового излучения. Самый интенсивный ультрафиолет С не проникал сквозь атмосферу, но ультрафиолеты А и В доходили до Земли беспрепятственно. Особенно важен для нас ультрафиолет-В — он обладает большой разрушительной силой. А еще катализирует синтез витамина D в коже человека. Витамин D нужен, чтобы у человека были крепкие кости и здоровая иммунная система. Живя рядом с экватором, человек получал много ультрафиолетового излучения, но меланин служил превосходной естественной защитой от солнца. Он защищал тело от разрушительного влияния ультрафиолета на ДНК и на молекулы соли фолиевой кислоты, которые помогают делению клеток и отвечают за репродуктивные функции организма. В виде меланина у человека выработалась очень надежная защита. Но люди перемещались по миру. Основное движение шло из Африки, из нашей экваториальной родины, в другие части света, а самым последним направлением движения был Новый Свет.

В этих широтах климат был гораздо холоднее, а интенсивность ультрафиолетового излучения — гораздо ниже. Вот что происходит с ультрафиолетовым излучением в Северном полушарии. Мы по-прежнему получаем дозу ультрафиолета А, но весь или почти весь ультрафиолет В рассеивается в атмосфере. Когда вы зимой катаетесь на лыжах в Альпах, на вас воздействует только ультрафиолет А. Важно, что он не способен стимулировать синтез витамина D в коже, поэтому люди, обитавшие в Северном полушарии, большую часть года были лишены способности производить витамин D в своей коже. Это имело огромное значение для эволюции пигментации кожи. Произошло следующее: заботясь о своем здоровье, ветвь человечества, заселившая Северное полушарие, утратила пигментацию кожи.

Люди мигрировали долго. Последние 5 тысяч лет они перемещались быстрее и на большие расстояния. Это самые значительные направления добровольного перемещения человека. За время работорговли, с XVI по XIX век, 12,5 миллиона человек перевезли из районов с высоким уровнем ультрафиолетового излучения в районы с низким. Это имело чудовищные социальные последствия, а также крайне негативно отразилось на здоровье людей.

Мы не осознаем, что живем в окружающей среде, к которой наша кожа плохо приспособлена. Люди со светлой кожей живут в районах высокого ультрафиолетового  излучения, люди с темной кожей живут там, где его уровень низок. Это очень влияет на наше здоровье. Людям со светлой кожей нужно  помнить, что большое количество солнечного света разрушает фолаты в организме и провоцирует рак кожи. Врачи давно говорят о необходимости защищать кожу, правда, их советы почти не относятся к людям с темным цветом кожи, которые живут на высоких широтах или все время работают в помещении.

Нехватка витамина D из-за отсутствия ультрафиолета В вызывает у человека проблемы с костями, постепенно ослабляет иммунную систему или приводит к потере иммунитета, влияет на настроение и психическое здоровье.

Пигментация кожи — продукт эволюции, до сих пор имеющий для нас значение. Мы знаем о его глубоких социальных последствиях: люди с темной и светлой кожей живут рядом друг с другом. Но часто такое соседство возникало в результате крайне постыдного социального взаимодействия.

Нам помогает эволюция. Через 200 лет после рождения Дарвина в США был избран первый президент со смуглой кожей. Этот человек чрезвычайно важен по целому ряду причин, но как его пигментация соотносится с цветом кожи других людей на Земле? Обама похож на людей со средним уровнем пигментации, которые живут в Южной Африке и Юго-Восточной Азии. У таких людей потрясающая способность загорать — под воздействием солнца вырабатывать больше пигмента в своей коже. Но при этом  они подвергнуты риску дефицита витамина D, особенно если занимаются офисной работой, как этот человек.

Пигментация свидетельствует об эволюции по законам естественного отбора. При вопросе о свидетельствах эволюции не нужно думать об ископаемых или искать какие-то экзотические примеры. Достаточно посмотреть на свою кожу. Я думаю, Дарвин оценил бы это по достоинству, даже несмотря на то, что сам он отрицал связь климата и пигментации. Вы результат эволюции!