AMFEST который год напоминает: американское кино и кино голливудское — вовсе не синонимы. Самые любопытные фильмы делаются не на конвейере, часто с ничтожным бюджетом или вовсе без него, и даже очень большие звезды охотно соглашаются участвовать в рискованных проектах, забывая об обычных гонорарах. Более того, бесплатно вкалывают за двоих: Николь Кидман не просто согласилась сыграть в «Газетчике» Ли Дэниелса, странной сексуально-криминальной ретростилизации (среди бенефисных номеров Николь в этой картине есть мочеиспускание на тело покусанного медузами Зака Эфрона), но и — ввиду отсутствия денег на стилиста — сама придумала образ своей экзотической героини. При этом именно «Газетчик» (вместе с другим участником фестиваля, «Ограблением казино» Эндрю Доминика) был в каннском конкурсе. Только независимые американцы попали в официальные программы Локарно и Венеции — давно опошленный Голливуд не в чести у продвинутых зрителей.

В России американские независимые не особо востребованы, и именно в популяризации их творчества видит смысл фестиваля программный директор Алексей Лайфуров: «Цель “АМФЕСТА” — продемонстрировать последние достижения американского независимого кинопроизводства, будь это блистательный сценарий комедии о путешествиях во времени “Безопасность не гарантируется” или продуманная социальная критика современного поколения, снятая на айфон (“Король Келли”). Чтобы привлечь внимание к небольшим фильмам, мы ставим их рядом с такими гигантами, как Тим Бертон и Эндрю Доминик, тем самым определяя контекст: ведь все эти удивительные работы, созданные вопреки рыночной системе, без финансирования и государственной поддержки, в результате и повлияют на мэйнстрим, когда Голливуд обратится к новичкам в поисках свежей крови».

В идеале стоит посмотреть все 13 фильмов. В каждом из них есть свой манок: мы выделили 13 тегов, которые должны помочь сориентироваться.

1. Секси-босс

Кадр из фильма «Проверки стоимости»
Кадр из фильма «Проверки стоимости»

Энергоцентр комедии «Проверки стоимости» — Паркер Поузи, жгучая во всех смыслах брюнетка; ее героиня — новый босс сети супермаркетов. «Всем привет!» — бросает она, вихрем врываясь на собрание сотрудников, и после этого приветствия спокойной жизни не бывать. This is exiting, как говорит немного по-другому поводу эта божественная женщина.

2. Мобильная интимность

Кадр из фильма «Король Келли»
Кадр из фильма «Король Келли»

«Король Келли» — то ли аморальная, то ли, наоборот, морализаторская, но точно беспредельная комедия о стриптизерше, ее подруге, героине и интернете. Снята картина на айфон, что только обостряет действие.

3. Треп и трип

Кадр из фильма «Гони бабки»
Кадр из фильма «Гони бабки»

«Гони бабки» — атмосферное разговорное кино о молодых афроамериканцах; путешествие по Бруклину превращается в современную Одиссею.

4. 40 градусов

Кадр из фильма «В хлам»
Кадр из фильма «В хлам»

«В хлам» — жизненная драма о прелестях и опасностях алкоголя, открываемых молодой семьей бухариков. В главной трагикомической роли — Мэри Элизабет Уинстед, звездочка тарантиновского «Доказательства смерти» и «Президента Линкольна: Охотника на вампиров», сыгравшая на «оскаровском» уровне.

5. Домашняя фантастика

Кадр из фильма «Безопасность не гарантируется»
Кадр из фильма «Безопасность не гарантируется»

«Безопасность не гарантируется» — экстремальная и виртуозная попытка снять комедию о путешествиях во времени без спецэффектов и не покидая родного Сиэтла.

6. Гей-надрыв

Кадр из фильма «Не выключай свет»
Кадр из фильма «Не выключай свет»

«Не выключай свет» Айры Сакса, побеждавшего на Сандэнс-фестивале с фильмом «Сорок оттенков грусти», где играла Дина Корзун, увлекся жизнью и судьбой Эйвери Уилларда, творившего на ниве андеграундного гей-кино с 1950-х годов. Откровенный, артистичный и очень нью-йоркский проект.

7. Родня

Кадр из фильма «Естественный отбор»
Кадр из фильма «Естественный отбор»

«Естественный отбор» — роуд-драма о женщине бальзаковского возраста, вдруг узнающей о том, что у ее скоропостижно скончавшегося мужа есть взрослый сын. Убедительный посыл не страшиться менять жизнь в любом возрасте — и не бояться новых встреч.

8. У войны не женское лицо?

Кадр из фильма «Возвращение»
Кадр из фильма «Возвращение»

«Возвращение» — фирменный американский фильм об адаптации ветерана войны к мирной жизни. Необычен ракурс: из Ирака возвращается женщина. Рядом с актрисой Линдой Карделлини меркнет даже такой харизматичный исполнитель, как Майкл Шэннон.

9. Слуги культа

Кадр из фильма «Звук моего голоса»
Кадр из фильма «Звук моего голоса»

Хитом прошлогоднего «АМФЕСТА» была «Другая Земля», фантастическая драма с прекрасной Брит Марлинг в главной роли — она же выступала и сценаристкой фильма. Та же ситуация с детективным триллером «Звук моего голоса»: Марлинг сама придумала историю про блаженную пророчицу (или хитрую манипуляторшу?), пришедшую в наш мир якобы из 2054 года. И сама же сыграла эту необычную девицу.

10. Ислам и как с ним быть

Кадр из фильма «Операция
Кадр из фильма «Операция "Арго"»

«Операция "Арго"» — политический триллер Бена Аффлека, вновь выступающего и актером, и режиссером. В основе — реальная операция по эвакуации сотрудников американского посольства из Ирана, охваченного Исламской революцией 1979 года.

11. Кич и кэмп

Кадр из фильма «Газетчик»
Кадр из фильма «Газетчик»

«Газетчик» Ли Дэниелса — формально ретродетектив, разыгранный в густой болотистой атмосфере душного американского Юга, по сути же — вдохновенный образчик нарочито вульгарного кино; актеры, включая упомянутую в прологе этого текста Николь Кидман, упиваются возможностью забыть о приличиях.

12. Любовь к собакам обязательна

Кадр из мультфильма «Франкенвини»
Кадр из мультфильма «Франкенвини»

«Франкенвини» — уже второй в этом году (после «Мрачных теней») фильм Тима Бертона, анимационная сказка о восставшем из мертвых псе, полнометражный римейк ранней короткометражки.

13. Брэд Питт

Кадр из фильма «Ограбление казино»
Кадр из фильма «Ограбление казино»

Не важно, что в комическом «Ограблении казино» его роль деликатного киллера — одна из многих. После фильма «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» Питта можно считать талисманом Эндрю Доминика. Новая картина — аналог вечной пацанской байки: что-то подобное могли травить друг другу и покорители Дикого Запада, а то, что в телевизоре все время маячит Обама, так, сиюминутный знак времени.