Шорт-лист — пятерка номинантов — будет объявлен 10 января 2013 года, и я готов поспорить на разумную сумму американских долларов, что «Белого тигра» в нем не окажется. В пользу потенциальной «оскаровости» «Тигра» — его бюджет (11 миллионов долларов) и его жанр: военный триллер с элементами мистики. В заглавие вольной экранизации романа Ильи Бояшова «Танкист» вынесено прозвище немецкого танка-призрака, в схватку с которым вступает «дважды рожденный» русский солдат Иван Найденов, способный разговаривать с боевыми машинами. Однако общая странность картины, напоминающая о том, что ее автор знаменит гротескно-абсурдистскими фантазиями «Город Зеро», «Сны» и «Яды», вряд ли найдет понимание у американских академиков. И неожиданный финал, в котором действие вдруг переносится в Карлсхорст, где подписывается Акт о капитуляции Германии, говорит не столько о режиссерской смелости, сколько о режиссерской слабости: амбициозное намерение высказаться на тему глобального и абстрактного зла на материале Второй мировой оборачивается претенциозной невнятицей.

Оскаровская комиссия рассмотрела еще десять фильмов: «Белый тигр», снятый генеральным директором киноконцерна «Мосфильм», обошел (перечисляю в алфавитном порядке) «Высоцкого» Петра Буслова, «Дирижера» Павла Лунгина, «Дом» Олега Погодина, «Кококо» Авдотьи Смирновой, «Матч» Андрея Малюкова, «Орду» Андрея Прошкина, «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой, «Сибирь. Монамур» Славы Росса, «Фауста» Александра Сокурова и «Шапито-шоу» Сергея Лобана. И самыми сильными претендентами выглядят работы Андрея Прошкина и Александра Сокурова. Но выдвижение «Белого тигра» выглядит еще и подарком к недавнему 60-летнему юбилею Карена Георгиевича. В конце концов, у Сокурова есть золото Венеции, у Прошкина — гарантированный международный прокат. Пусть и «Белый тигр» чему-то порадуется.