Канн, Венеция, Локарно — джентльменский набор кинофестивалей; я бы, скорее всего, никуда больше и не ездил, так бы и жил в географической темноте, не выбираясь дальше Киева, если бы не Дмитрий Черняков. Он ставит оперы в разных странах, и чтобы увидеть его спектакли живьем, приходится прогонять лень и собирать сумку. В «Римских каникулах» Вуди Аллен играет незадачливого антрепренера, который ставил «Тоску» в телефонной будке и «Риголетто», где все персонажи ходили в костюмах белых мышей. Ехидство Вуди понятно: часто новации постановщиков выглядят не более, чем курьезно. Но в тех случаях, когда за интерпретацию музыкальных шедевров берутся крупные режиссеры, опера превращается в идеальный информационный повод для путешествия. Вот восемь постановок грядущего сезона, ради которых стоит покинуть Россию.

1. «Енуфа» Леоша Яначека в Цюрихской опере

Первая, но не последняя в новом сезоне европейская премьера Дмитрия Чернякова. Пожалуй, самая известная и точно самая экспрессивная, густо замешанная на фольклорных мотивах опера Яначека вдохновлена жестокой (с поножовщиной и утоплением младенца) социальной драмой «Ее падчерица». События начала ХХ века даже не требуют специального «осовременивания» — все лютые бытовые страсти могли разыграться и сегодня. Впрочем, детали новой постановки держатся в секрете. В заглавной партии — латышская красавица Кристине Ополайс, ее мачеху, дьячиху Бурыйю, сыграет немецкая примадонна Ханна Шварц.

Премьера — 23 сентября; далее — 26, 30 сентября, 4, 7, 16, 20, 24, 28, 31 октября.

2. «Американская Лулу» Ольги Нойвирт в берлинской «Комише опер»

Вот еще одна зарубежная премьера выдающегося российского режиссера: «Лулу» ставит Кирилл Серебренников. Вторая опера Альбана Берга, придуманная по мотивам декадентски эротичных пьес Франца Ведекинда, осталась незаконченной: Берг написал только два акта (ходит легенда, что жена Берга пыталась воспрепятствовать и их постановке из ревности к героине оперы). В берлинском спектакле партитура Берга подвергается авторской переработке современного австрийского композитора Ольги Нойвирт. Она же досочинила и третий акт. Серебренников — как, кстати, и Черняков — сам выступает сценографом спектакля. В заглавной партии — американка Марисоль Монтальво, уже участвовавшая в базельской версии «Лулу» испанца Каликсто Бьейто, после чего интернет стал пестреть любительским видео с комментариями такого рода: Amazing full frontal nude display by the American soprano. Предполагаем, что трактовка Серебренникова вызовет столь же живой отклик.

Премьера — 30 сентября; далее — 6, 10 октября, 6, 17 ноября и 30 июня 2013 года.


3. «Похождения повесы» Игоря Стравинского в Парижской национальной опере

Спектакль Оливье Пи — москвичам известна его версия «Пеллеаса и Мелизанды» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. После ухода обожавшего провокации Жерара Мортье с поста интенданта Парижская опера взяла консервативный курс (на новый сезон запланированы всего две премьеры, и сказать о них заранее ровным счетом нечего), однако часть спектаклей, выпущенных при Мортье, методично возобновляет. Из их числа «Повеса» 2008 года — холодноватый, броский, циничный; очень эффектно смотрится на сцене Пале Гарнье.

10, 12, 16, 19, 22, 25, 28, 30 октября.

4. «Хованщина» Модеста Мусоргского в Парижской национальной опере

Вот еще одно возобновление знаменитой постановки, осуществленной режиссером, работавшим и в России: румын с американским паспортом Андрей Щербан ставил в Александринском театре «Дядю Ваню». «Хованщина» решена как историческая фреска, с кафтанами, кокошниками и прочим присущим XVII веку реквизитом. Удивительно, что в версии Щербана все это не выглядит ни клюквой, ни кичем (разве что совсем чуть-чуть лубком).

Дают «Хованщину» на стадионных размеров сцене Оперы Бастилии 22, 25, 28, 31 января, 3, 6, 9 февраля 2013 года.

5. «Макбет» Джузеппе Верди в мадридском «Театро Реал»

Инициатором блокбастера «Макбет», безумной копродукции с Новосибирским театром оперы и балета, был Жерар Мортье, до позапрошлого сезона курировавший Парижскую национальную оперу. Теперь Мортье — интендант мадридского Teatro Real, где этот оперный блокбастер Дмитрия Чернякова и восстанавливается.

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 и 23 декабря.

6. «Так поступают все женщины» Вольфганга Амадея Моцарта в мадридском «Театро Реал»

Teatro Real под руководством Мортье выглядит более чем передовым: за «Макбетом» последует «Совершенный американец» Филиппа Гласса, фантазийная реконструкция последних дней Уолта Диснея, выпускаемая театром 31 января, в день рождения композитора. В конце сезона «Воццека» выпустит Кристофер Марталер, а весной — на этой премьере остановимся немного подробнее — ожидается необычный Моцарт. «Так поступают все женщины» — второй театральный опыт в биографии Михаэля Ханеке, австрийского режиссера, дважды лауреата каннской «Золотой пальмовой ветви». За оперный дебют — «Дон Жуана» в Парижской опере — Ханеке сначала освистали, что ничуть не смутило уже помянутого Жерара Мортье. Напротив, он перенес спектакль из слепящего роскошью Пале Гарнье в Оперу Бастилии, где «Дон Жуан», заключенный в офисный небоскреб, обрел вторую жизнь. Что придумает Ханеке для моцартовских «Женщин»? Буклет украшает коллаж в духе черно-белого кино 1960-х, что, впрочем, ни о чем не говорит.

Премьера 23 февраля; далее — 26, 28 февраля, 2, 4, 6, 9, 12, 15, 17 марта.

7. «Волшебное зелье» Франка Мартена в берлинской «Унтер ден Линден»

Историческое здание Берлинской государственной оперы «Унтер ден Линден» все еще переживает реконструкцию — похожую на ту, что героически перенес наш Большой. Спектакли идут на сцене Шиллер-театра, больше похожего на передовой советский дворец культуры. Самая интригующая премьера сезона, ради которой можно пережить и обитые бордовым плюшем кресла ДК, — «Волшебное зелье», мирская оратория швейцарского композитора Франка Мартена по мотивам легенды о Тристане и Изольде: миф подвергается интеллектуальному анализу, не лишаясь при этом чувственности. За постановку отвечает англичанка Кэти Митчелл, звезда современной театральной режиссуры. На то, чтобы привезти ее спектакли в Россию, у местных фестивалей пока не хватает ни денег, ни сил.

Премьера — 25 мая 2013 года, далее — 29 мая, 1, 7, 9 и 13 июня.

8. «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта в Нидерландской опере

Планы Нидерландской оперы, расположившейся в гигантском здании Амстердамского музыкального театра, пестрят неизбитыми названиями: мастеровитый Иво ван Хове ставит авантюрно-романтическую оперу «Кладоискатели» подзабытого классика Франца Шрекера, Кэти Митчелл показывает поставленную для фестиваля в Экс-ан-Провансе оперу Джорджа Бенджамина «Написано на коже». Мы же выбираем шлягерное название — «Волшебную флейту», но в версии серьезного мастера. Хотя по виду не скажешь: Саймон Макберни — востребованный характерный актер. И он же — основатель лондонского театра «Комплисите», когда-то привозивший в Москву изысканно-аскетичную постановку «Шум времени» — про Шостаковича и его время.

Премьера — 6 декабря, далее — 12, 14, 17, 19, 21 и 27 декабря. С Новым годом!