В минувшую пятницу в первом чтении были приняты поправки к закону «Об информации». Завтра, 11 июля, в Государственной Думе должно состояться второе слушание о внесении поправок в «Закон об информации», которые могут привести к созданию внесудебной цензуры всего интернета в России, в том числе к закрытию доступа к «Википедии» на русском языке.

Сегодня пользователи интернета, заходя на сайт «Википедии», видят заглушку с сообщением: «Представьте себе мир без свободных знаний. Сегодня сообщество “Википедии” протестует против введения цензуры, опасной для свободных знаний, открытых для всего человечества. Мы просим у вас поддержки в противодействии этому законопроекту».

На наши вопросы ответил Станислав Козловский, исполнительный директор «Викимедиа РУ», одним из основных объектов деятельности которого является рускоязычный раздел свободной интернет-энциклопедии «Википедия».

СЧего вы хотите добиться этой акцией?

Станислав Козловский: Мы хотим, чтобы по крайней мере этот закон не принимался в такой спешке: в пятницу было первое чтение, завтра — второе, потом третье, после которого закон уже вступает в действие. Хотим, чтобы отложили хотя бы на конец осени. Мы не против того, чтобы создавались «черные» или, например, «белые» списки, но они должны существовать на уровне локального компьютера, «родительского контроля», конкретного браузера, сервера школы, детской библиотеки, но не на уровне операторов связи. Также мы категорически против блокировки сайтов по решению непонятных государственных организаций, которые не несут никакой ответственности.

СЧто вы будете считать результатом?

С. К. По минимуму — чтобы отложили второе чтение до осени, по максимуму — чтобы внесли осмысленные поправки и закон принимали, проконсультировавшись и с интернет-общественностью, и с экспертами, и с психологами. Чтобы сделали этот закон разумным, не нарушающим Конституцию. В данном случае создается механизм для цензуры: система, как и в Китае, фильтрация доступа на уровне провайдеров. Сейчас все маскируется детским порно, но кроме него в законе уже есть множество дополнений. Например, запрещено рассказывать об использовании веществ, связанных с производством наркотиков, — прекурсоров. Причем не уточняется, в каких целях. К прекурсорам относится обычная марганцовка, соляная кислота, ацетон, уксусная кислота. То есть, если у нас будет написано, что марганцовку можно использовать для полоскания рта, а ацетоном стирать лак, то это формально попадает под этот закон. Если мы отказываемся удалить не одну спорную строчку, а всю статью целиком, то сайт может быть заблокирован. Нужно учесть, что на одном IP у нас кроме «Википедии» находится еще и «Вики-учебник», и «Вики-словарь». К тому же кроме нас на одном хостинге могут быть десятки тысяч других сайтов. Если будут блокировать по IP, то под блокировку попадает не только один спорный сайт, но и множество других совершенно невинных порталов. Поэтому я говорю, что закон абсолютно не продуман. Блокировка сайта назначается по критериям, которые еще не сформулированы. Некая государственная организация, которая ведет реестр, либо сама находит, либо ей кто-то сообщает о нарушениях на какой-то странице. Соответственно, они пишут хостеру, тот в свою очередь в течение суток должен написать владельцу сайта, который обязан удалить страницу. Если такой реакции не произошло, то через двое суток IP-адрес сайта вносится в черный список, и операторы связи блокируют его. Таким образом, сайт становится недоступен для всех, кто пользуется Рунетом. Формально получается так, что сайт могут вообще закрыть по абсолютно надуманным причинам.

СКак вы собираетесь с этим справляться? Можно ли как-то это обойти?

С. К. У нас нет никаких явных нарушений. Проблема в том, что в законе прописаны такие пункты, как, например, «сообщение о способах самоубийства». У нас на сайте, конечно, есть страница «Самоубийство», где указаны классификации, но не расписывается, как завязывать узел или чем натирать веревку. Если нам придет письмо с содержанием: «Удалите всю статью», то мы этого делать не будем, так как она не противоречит нашим внутренним правилам. Тем не менее сайт может быть заблокирован. Мы не продумывали еще, что нам делать, если этот закон примут. Все-таки мы надеемся, что депутаты одумаются. Как это было сделано: взяли закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который сам по себе не идеальный, спорный, прицепом к нему добавили поправки в закон «О защите информации», которые никакого отношения к детям не имеют. По сути дела, это два совершенно разных закона, которые связали в один законопроект.

СВы пытались предпринимать какие-то официальные шаги?

С. К. Во-первых, это было сделано внезапно: в пятницу депутаты приняли этот закон в первом чтении, а завтра уже будет второе. Обычно между первым и вторым чтением есть возможность обсуждать, проводить экспертизу законопроекта, вносить поправки. Помимо того, что на это не было выделено времени, сейчас лето, все в отпусках.

СРасскажите, как работает «Википедия». Сколько человек в штате, сколько волонтеров? Как она монетизируется?

С. К. В основном «Википедия» создается волонтерами, у нас нет ни одного платного редактора. Все статьи редактируется, модерируются интернет-пользователями. Всего в русской «Википедии» зарегистрировано более 850 тысяч человек, в мире — около 35 миллионов. Все работает на уровне саморегулирования. Каждому человеку дается право редактировать статьи, для этого необязательно даже регистрироваться. Если он ее будет править некорректно, удалять полезную информацию, то мы это отследим и заблокируем его, лишим права редактирования. Причем опять же отследить может любой человек, это все находится в открытом доступе. Действия каждого человека в «Википедии» прозрачны. Подобная корректировка существует только для защиты от всяких влияний спецслужб, черного самопиара. У нас нет премодерирования, все изменения происходят после публикации. Конечно, к нам можно загрузить все что угодно, даже противозаконное, но потом модераторы это удалят, но могут что-то случайно пропустить. Какой-нибудь троллинг может спровоцировать блокировку всей «Википедии». Закон, о котором мы с вами говорим, не учитывает, что есть такие сайты, как наш. Сейчас интернет в основном весь постмодерируемый: комментарии в блогах сначала появляются, а потом их могут уже править, удалять.

Весь контент, который создается, распространяется по свободным лицензиям Creative Commons, которые позволяют любому человеку использовать его как угодно, даже коммерческим образом, надо только указывать автора. Отчасти мы и работаем для того, чтобы предоставлять информацию, которая не будет защищена копирайтом. Никакой рекламы у нас нет. В каждой стране есть организация Wikimedia. В Америке это Wikimedia Foundation Incorporated, в Германии — Wikimedia Deutchland, во Франции — Wikimedia France, а в России — Wikimedia Russia. Все эти организации существуют за счет пожертвований читателей. Раз в год у нас появляется баннер: «Пожалуйста, помогите “Википедии”». Достаточно большая сумма требуется на поддержание инфраструктуры: сервера, помещения, электричество, сисадмины, которые по ночам работают. «Википедия» — это не бизнес-проект.

СНасколько вероятно сейчас закручивание гаек интернет-пространству в России?

С. К. Очень вероятно. Те законопроекты, что мы сейчас видим, к этому ведут. Тучи сгущаются.

САлексей Навальный написал сегодня в своем блоге, что из интернета хотят сделать второй «зомбоящик». Вы с этим согласны?

С. К. Не хотелось бы, чтобы интернет превратился в телевизор с программой сайтов на завтра. Надеюсь все-таки, что среди наших депутатов есть разумные люди, которые одумаются и не допустят превращения России в Северную Корею.С