Доллару США только что исполнилось 150 лет. Бумажные деньги были введены в обращение в начале Гражданской войны. Подразумевалось, что это своего рода расписка федерального правительства, которую оно оплатит, когда закончится конфликт. Но когда война успешно завершилась, бумажные деньги остались в обращении. Так появились fiat деньги, что по латыни значит «да будет». Иными словами, государство объявило: «Да будут деньги!» — и листок бумаги стал купюрой достоинством в 20, 50 или 100 долларов, в зависимости от старичка, изображенного на лицевой стороне.

Президент Кальвин Кулидж вошел в историю прозвищем Безмолвный Каль, полной бездеятельностью в Белом доме и фразой: The business of America is business, что можно более или менее дословно перевести как: «Бизнес — главное дело Америки».

Америка и правда очень деловая страна. В ней легко делать деньги, и в ней никто не посягает на заработанное. Богатых не облагают чрезмерным налогом, не требуют, чтобы они делились с менее удачливыми или рассказали, как они эти деньги сделали. Права собственности твердо защищены, и свое имущество каждый гражданин имеет право отстаивать в суде от претензий государства, официальных учреждений или других частных лиц.

Богатые чувствуют себя в Америке уютно. Богатые европейцы и латиноамериканцы часто владеют собственностью в США и имеют американский вид на жительство. Но даже если они живут далеко, большинство состоятельных людей мира держат определенную часть своих активов в долларах.

Несколько лет назад, когда доллар был в очередном кризисе, один европейский богач заметил: «Да, я озабочен слабостью доллара и хотел бы свой капитал перевести куда-нибудь еще. Но кому я его доверю? Месье Саркози? Фрау Меркель? Гордону Брауну? Чем больше я смотрю на мир, тем больше мне нравится Америка».

Но Америка может разонравиться. Конфликт между демократами и республиканцами по вопросу лимита национального долга продолжается больше двух месяцев. Вашингтон ничем другим не занимается, не может принять никаких других решений, несмотря на то что национальная экономика вновь слабеет и кое-кто поговаривает о втором витке кризиса. Более того, конгресс и президент ради политической игры готовы рисковать кредитоспособностью Соединенных Штатов.

Среди возможных вариантов, как избежать дефолта, предлагаются уже вовсе балаганные. Например, кто-то предложил такой: министерство финансов не имеет права печать бумажные деньги — это прерогатива Федеральной резервной системы, то есть Центрального банка США. Но минфин может выпускать монеты. Так вот, минфину было предложено отчеканить монету достоинством в 2,4 триллиона долларов — сумма, на которую необходимо поднять потолок государственного долга, чтобы страна дотянула до президентских выборов в ноябре 2012 года, — и передать ее в Центральный банк США. Федеральный резервный банк тогда выдаст государству необходимую сумму.

Сегодня игры с долларом как никогда опасны. Экономика США держится на плаву исключительно благодаря резервному статусу доллара. Тому факту, что Вашингтон способен расплачиваться за импортную нефть, оборудование и товары ширпотреба кусками нарезанной бумаги, заявляя при этом: «Это деньги». Мир с готовностью эту бумагу принимает к оплате. Сегодня доллару нет явной альтернативы, но если Вашингтон будет и дальше демонстрировать, что основной заботой Америки теперь стал не бизнес, а политика и идеология, альтернатива рано или поздно появится.