Аудиоверсия этой статьи:

Жирная пища — источник калорий, бесценных, а потому вожделенных для дикого животного и губительных для человека, живущего в изобилии. Как работает животный инстинкт, у которого мы в плену? «Убили мамонта. Начали есть сало. Вкус — во рту. Информация об этом вкусе идет в мозг. Дальше должно что-то такое произойти, что заставит вас есть, есть и есть не переставая. Какая-то система, которая избирательно включает обжорство в ответ на конкретный вкус», — объясняет мне профессор Даниел Пиомелли из университета Калифорнии (Ирвайн). Его исследование, опубликованное в журнале PNAS, раскрывает причудливый механизм с совершенно неожиданными деталями.

В ответ на информацию о вкусе жирного мозг, вместо того чтобы просто велеть нам шевелить челюстями, посылает сигнал… в тонкий кишечник — трубку, в которую пища попадает лишь после желудка. «Вероятно (хотя пока что мы не знаем точно), этот сигнал каким-то образом готовит кишку к всасыванию жиров. Ведь это самые трудные для абсорбции молекулы — процесс идет долго, поэтому стоит подготовиться заранее. Это чистая гипотеза. Что касается доказанных фактов, мы установили: получив такой сигнал от нервов, клетки выстилки тонкой кишки начинают выделять в межклеточное пространство эндоканнабиноиды — вещества, похожие на те, что есть в марихуане».

Хорошо известно, как эти вещества работают при выделении в мозге: они участвуют в регуляции эмоций (от того и радость при курении). А вот об их жизни вне мозга, тем более в таком неожиданном месте, как кишка, известно крайне мало. Впрочем, установлено: когда человек голоден, эндоканнабиноиды выделяются в кишке особенно интенсивно; а когда насыщается, их делается меньше.

Как они работают? Это как раз известно: в кишке есть рецепторы, к которым эндоканнабиноиды подходят как ключ к замку; когда происходит сцепливание, запускается сигнал по нервным волокнам к мозгу; и вот тут включается программа маниакального обжорства.

Получается, что впиваться в мамонтовое сало нас заставляет не жадный рот, а жадная кишка: именно она посылает сигнал в мозг «еще, еще», как только во рту оказывается жир. Ученые доказали это, вставив крысам в желудок трубку, тем самым исключив попадание еды в кишку. Далее, они кормили животных разными коктейлями и установили: эндоканнабиноиды в кишке выделяются только в ответ на жирную пищу, причем сразу после попадания этой пищи в рот.

Зачем природе было городить такой огород? Казалось бы, попало в рот — сообщи об этом мозгу, получи в ответ дофаминовую радость и жуй себе; так обстоит дело с любой едой. Но в случае с жирной происходит усиление вожделения сложным способом: попало в рот — сигнал в мозг —  оттуда в кишку — оттуда обратно в мозг — и только тогда вожделение. «Вероятно это наследие очень древних и примитивных организмов, у которых все решения принимала кишка; она "узнавала", что появилась ценная жирная подачка, и приказывала челюстям жевать». Действительно, у червей нервные сплетения вокруг кишки мощнее, чем в голове. 

Главное же в этой работе — попытка практически подойти к тому, чтобы остановить смертельную эпидемию ожирения, которая угрожает нашей цивилизации. Ученые успешно блокировали рецепторы в кишке при помощи специально подобранной молекулы, и крысы переставали жадно пить эмульсию кукурузного масла. Пока что это сугубо экспериментальное вещество, но дальнейшее кажется делом техники. Когда сделают, будет двойная польза: поскольку это лекарство должно будет работать только в кишке, оно будет позволять курить траву, но не испытывать хорошо известного ее эффекта — обжорства.