Эта вспышка отравлений отличается невиданным, точнее, давно забытым в Европе масштабом и стремительностью распространения. За последнюю неделю в одной только Германии с инфекцией или подозрением на нее в больницы попали 1200 человек, из них погибли 15, еще 470 находятся в тяжелом состоянии. Кроме того, похожие случаи заражения зарегистрированы в Швеции (41 случай), Дании (13 случаев), Австрии, Швейцарии, Испании и Британии (два случая, не считая нашего спецкора Алексея Ковалева). И врачи говорят, что это не предел.

Напряжения добавляет тот факт, что специалисты впервые сталкиваются со вспышкой, вызванной подобным штаммом кишечной палочки. Кишечная палочка вообще-то миллионы лет проживает на взаимовыгодных условиях в кишечнике животных и человека. Однако, как объяснил мне Александр Подколзин, заведующий лабораторией молекулярной диагностики и эпидемиологии кишечных инфекций Центрального НИИ эпидемиологии, периодически появляются болезнетворные штаммы. Это относится и к штамму под названием О104:Н4, который и стал причиной нынешней волны отравлений. Проблема в том, что про него медицина пока слишком мало знает.

Известно, что эта агрессивная кишечная палочка вызывает гемолитико-уремический синдром (ГУС) — очень тяжелое состояние, которое начинается с диареи, продолжается микротромбозом жизненно важных органов и заканчивается нарушением их функции, несовместимым с жизнью. В первую очередь страдают почки, и человек погибает от острой почечной недостаточности. Даже при интенсивном лечении известными средствами (замена плазмы крови, антикоагулянты и гемодиализ) погибает около 5%, а у выживших часто развиваются тяжелые осложнения: болезни почек, параличи и даже слепота.

Есть надежда, что избежать этих ужасов поможет новое лекарство: на днях в New England Journal of Medicine вышла статья об эффективном лечении трех пациентов с ГУС экулизумабом — препаратом, который сейчас используют для лечения редкого аутоиммунного заболевания.

Глава клиники при Гамбургском университете (Hamburg-Eppendorf University Hospital) Рольф Сталь и президент Немецкого нефрологического общества дали отмашку начинать срочные клинические испытания этого лекарства.

Это лекарство — одно из самых дорогих в мире: его годичный курс стоит 400 тысяч долларов (хотя понятно, что для лечения ГУС экулизумаб капают всего сутки). Фирма Alexion предоставила бесплатную партию для лечения отравленных пациентов. Щедрость, впрочем, небескорыстная, ведь взамен производитель имеет хороший шанс получить расширение спектра применения своего продукта.

Пока одни пытаются впопыхах найти новое эффективное лекарство от болезни, другие всеми силами стараются предотвратить ее распространение. Но для этого нужно точно знать источник, а с этим проблема: пока не ясно, как этот микроб попал к человеку.

В первых сообщениях, например, речь шла о зараженном салате. Затем стали говорить по большей части об огурцах, еще немного о томатах и баклажанах, привезенных из Испании. Почему именно из Испании? Вероятно, всего лишь потому, что это главный поставщик овощей на рынки Европы.

Прямых доказательств того, что всему виной именно испанские, пока нет. Более того, близкие инфекции уже обнаруживались в Германии и Дании. «Очень похожий штамм последний раз был обнаружен в Германии в 2001 году, — сказал Александр Подколзин. — Правда, тогда он не вызвал крупной вспышки болезни. Почему это произошло сейчас, мы надеемся, в ближайшее время уточнят наши европейские коллеги».

Тем не менее первое, что сделали немцы, — запретили ввоз испанских огурцов. Сразу после того, как в Германии сотни людей полегли с тяжелой диареей, в Австрии запретили ввоз овощей из Испании и Германии. Их примеру последовала и Россия, а главный санитарный врач Геннадий Онищенко пригрозил, что запретит ввоз любых овощей из Евросоюза, если так будет продолжаться.

В ответ на все эти запреты вчера министр сельского хозяйства Испании Роса Агилар выступила с гневным заявлением , что обвинения безосновательны, стране нанесен миллиардный ущерб, и Испания будет добиваться компенсации от Евросоюза. И для убедительности публично съела немытый огурец с родных полей. В сегодняшних новостях говорится, что испанские овощи реабилитированы: ничего особо опасного в них найти не удалось. Это, однако, еще больше запутывает ситуацию. Немецкие торговые сети теперь бойкотируют и местных производителей, а власти призывают вовсе отказаться от любых свежих овощей. Эта мера выглядит вполне разумной. «Даже тщательное мытье не всегда помогает избавиться от бактерий на поверхности продукта, — говорит Александр Подколзин. — Нужно просто выбирать овощи от производителей, которые не скомпрометированы, например, российских. И более осторожно готовить еду, отделять сырые продукты от полуфабрикатов, чтобы избегать заражения».

Безопасность российских овощей, правда, сегодня уже под вопросом. До последнего момента эта история россиян как бы не касалась, ведь для отравленных немецких огурцов граница на замке. Но вчера стало известно о заражении острой кишечной инфекцией 72 детей в летнем лагере под Новгородом. Насколько это связано с эпидемией в Германии, пока неясно.

[heroes]