На крупнейшей американской ярмарке современного искусства в Майами тысячи участников. Галереи из Америки, Западной и Восточной Европы, Японии, Китая, Кореи и совсем немного — из России. На основной площадке Art Basel Miami представлена только галерея «Риджина» с работами Сергея Браткова, Павла Пепперштейна, Стаса Волязловского и Эрвина Вурма, и то сразу от двух городов — Москвы и Лондона. На NADA Art Fair, параллельной ярмарке поменьше, присутствует московская GMG Gallery, которая показывает работы Антона Гинзбурга, Якова Каждана, Ксении Перетрухиной. По словам куратора галереи Андрея Парщикова, это вообще первый случай, когда русскую галерею взяли на ярмарку NADA.

Спрашиваю у Иосифа Бакштейна, искусствоведа, критика, но главное, бессменного куратора Московских биеннале современного искусства, почему так мало российских галерей. «Загадка, загадка, — говорит он, — многие пытаются, их не берут. Все-таки русское искусство отличается тем, что оно, как выясняется, гораздо меньше интегрировано в интернациональные структуры, даже хуже, чем Восточная Европа. Мы какие-то другие».

Но причина, как многие отмечают, еще и в деньгах. Аренда павильона на основной площадке стоит огромных денег, а если прибавить расходы на перевозку работ, страховку, проживание, и все это при совершенной неуверенности, что что-то продастся, — немногие готовы идти на такие траты. Хотя тот факт, что российское искусство не представлено должным образом, сказывается на его дальнейшей репутации. Оно так и остается локальным, направленным на внутренний, очень небольшой рынок.