На четвертый день выборгского кинофестиваля «Окно в Европу» состоялась премьера фильма «Каденции», который продюсировала Елена Яцура. Театральный драматург Иван Савельев никогда прежде не снимал кино, это его режиссерский дебют, сценарий к фильму тоже его. Савельев так волновался, что даже не приехал на показ: не смог, трудно ему, говорит Яцура.

Сюжет фильма очень простой: история одного дня пяти москвичек, представительниц современных профессий, которые в конце фильма — в конце дня — удивительным образом встречаются. Героини очень разные: маркетолог Лиза (Ингеборга Дапкунайте), молодая мама, таскающая на работу ребенка и страшно волнующаяся за него в пылу битв за «бюджеты» и графики; безбашенная актриса Лена (Клавдия Коршунова), которая весь день бегает по своим театральным делам и в завершение идет на «прослушивание» к важному режиссеру (Николай Хомерики); юрист Вера (Полина Кутепова), решающая одну проблему за другой; мерчендайзер Ася (Ирина Хамдохова) — спокойная, уверенная, чуточку циничная молодая женщина, чья работа заключается в том, чтобы ходить из магазина в магазин и следить за выкладкой товара и его наличием; переводчица в банке Валя (Мария Миронова) — строгая, мало говорящая, с затаенной улыбкой.

Одна история сменяет другую: деловые будни с привычной, а оттого несколько завораживающей рутиной событий — такси, автобус, холод, пробка, варежки, дежурные «здравствуйте», забежать в туалет поправить помаду, одернуть юбку, ответить на звонок, посчитать товар, написать письмо… У каждой героини свой характер, свой уклад жизни, свой круг общения — какая между ними связь? Но в конце дня они все встречаются в гримерке за сценой любительского театра: улыбаются друг другу, накладывают грим, переодеваются — каблуки стучат по деревянным полам, «ваш выход» — финальные титры. «Все то важное, что этих женщин объединяет, и то, зачем снимался этот фильм, осталось за кадром. И это намеренная позиция», — говорит Елена Яцура. Собственно, нам и показывают каденции — это самая сложная, виртуозная и напряженная часть музыкального произведения, которая расположена, как правило, перед финальной кодой.

«По сути это фильм не о женщинах, поскольку он с тем же успехом мог бы быть снят и о мужчинах. И это фильм не о женской судьбе (хотя и о женской судьбе тоже), а о том, что то живое, что мы бережем и любим (в данном случае — театр), гораздо важнее бюджетов и проектов. Посмотрите, — говорит Яцура, — они все работают, зарабатывают деньги, чтобы в конце дня пойти туда, где можно бесплатно, даром, получить прививку живым. “Каденции” — это лекарство, фильм снят затем, чтобы люди подумали о себе и своей жизни». Но этот фильм не горькая пилюля и не сладкий витамин, а скорее глюконат кальция — его стоит смотреть не раз и не два: он снят замысловато, с большим количеством намеков, полутонов, обертонов. Показательно, как камера «смотрит» на героинь: они все время ускользают от нее — положение оператора то сбоку, то снизу, то сверху, и только когда женщины вдруг на мгновение замирают и погружаются в свое, нутряное, объектив ловит их лица. Работа с картиной была трудной, и еще не закончена: это первый показ, и пока нет ни копий, ни трейлеров. Было сделано два принципиально разных варианта монтажа (в одном все истории переплетены между собой в хронологическом порядке: утро, день, вечер, ночь), итоговый Яцуре нравится больше.

«Этот фильм для меня — чистый эксперимент: у меня не было фильмов с двумя вариантами монтажа, и я никогда не любила раньше длинные аннотации к фильму: пять, максимум шесть строк: время, место, начало истории. А к этому фильму я впервые приложила большую аннотацию — фактически рецепт, как его надо смотреть. Написал аннотацию кинокритик Алексей Васильев. Зачем я это сделала? В нынешнее время, когда количество информации и интерпретаций ее стремится к бесконечности, я хочу, чтобы идея фильма не была переврана или затерта огромным количеством пустых высказываний. Я считаю эту картину важной, непростой, и мне за нее не стыдно».