«Обитатели демократических нижних палуб отпихивали стариков и женщин, не говоря о детях. А аристократы пропускали стариков и женщин вперед, что, в сущности, естественно», — пишет Максим Кантор. На самом деле неверно само наблюдение; на «Титанике» действительно происходил некий случайный социальный эксперимент, но совсем другого рода.

В недавнем тексте «Школа бедствий» я разбирал, как катастрофа «Титаника» выглядит с точки зрения социологии и психологии — этому посвящено исследование когнитивиста и экономиста Бенно Торглера с соавторами. Из исследования следует, что при молниеносных катастрофах ни у аристократов, ни у пролетариев не бывает ни малейшего шанса блеснуть учтивостью. Работает только инстинкт самосохранения, и выживают только молодые и сильные, вне зависимости от состояний и титулов. «Титаник», впрочем, попадает в разряд «плавных» кораблекрушений — за три часа, которые он тонул, этические принципы могли успеть включиться. Именно поэтому с «Титаника» спасся необычно высокий процент женщин и детей: пассажиры вели себя не совсем как звери. Вопрос в том, как распределились благородные свойства по сословиям.

Перед разговором об этом требуется важная оговорка — кого и с кем мы сравниваем, ведь на самом деле это не аристократы и не бедняки. Сравнивать придется обладателей готовых состояний (а также их слуг, нянь и денщиков — им, разумеется, досталось место в тот же первый класс) и энергичных эмигрантов, которые заплатили за недешевый билет, пусть и третьего класса, зато на первый рейс «премиумного» трансатлантического лайнера.

Самые дешевые места на кораблях компании White Star Line предназначались для тех, кого сегодня мы бы назвали lower middle class. «Типичный пассажир третьего класса — некто вроде Фрэнка Дина, который приобрел билеты себе, жене и двум маленьким детям, чтобы перебраться к родственникам в Канзас, где Дин собирался открыть табачную лавку вроде той, которой владел в Лондоне», — объясняет  в своем блоге английский писатель Гаррет Рассел, который специально исследовал этот предмет. Если свериться с Encyclopedia Titanica (откуда позаимствовали статистику авторы исследования), выяснится, что вместе с разнорабочими, мясниками и шахтерами третьим классом «Титаника» путешествовали журналисты, студенты, модельер, торговцы, клерки, инженеры и даже два ювелира.

Торглер отмечает: у первого класса было заведомое преимущество, которое помогло выжить слабым: каюты находились ближе к шлюпкам, многие были знакомы с капитаном и имели что пообещать команде за спасительное место в лодке. Шансы выжить у купивших билет за сотню фунтов (что по тем временам было целым состоянием) были попросту выше, чем и у слабых, и у сильных.

Теперь — сухие цифры: женщины, которым достался билет первого класса, спаслись почти все — 97,22%; из первого класса спаслись также 32,57% аристократов-мужчин. Из пассажиров третьего класса выжило еще меньше: мужчин — 16,23% и 46,06% — женщин. 

Попробуем разобраться, что это значит. Самый очевидный вывод, как говорилось выше, что и аристократы, и плебеи ради женщин жертвовали собой. Нюанс в том, что пассажиры первого и третьего классов стремились попасть в одни и те же шлюпки — только аристократы были ближе к заветным посудинам. Поэтому точнее всего будет сказать, что спасшиеся политики и офицеры заняли места тех самых 54% женщин третьего класса, которые потонули вместе с кораблем. Осуждать их трудно, но вот ставить в пример не за что.