На Западе картина уже была показана в феврале, российская премьера запланирована на декабрь. Андрей Кончаловский воспользовался площадкой «Кинотавра», чтобы представить свою работу на родине в предварительном порядке.

«Щелкунчика и Крысиного короля» снимали в традиционном формате, а потом уже перевели в 3D. Бюджет ленты — 90 миллионов долларов. Музыку по мотивам балета Чайковского написал Эдуард Артемьев. Действие сказки Гофмана перенесено в Австрию 20-х годов, и крысы, бороться с которыми придется Мари и ее деревянному принцу, стали метафорой нарождающегося национал-социализма.

Репетицию представления устроили прямо на сочинском пляже, где была установлена сцена. Колонки разносили команды вроде «Крысы, по местам!» и «Дети, вы больше не нужны, где крысы?». Наконец на сцену вышли люди в масках крыс и стилизованной нацистской форме. Их танец напоминал движения кордебалета в клипе на песню Леди Гага Bad Romance.

Фрагментов фильма на презентации толком увидеть не удалось: их давали на боковых экранах фоном к театрализованному представлению. Окруженные такими же крысами кидали в кучу игрушки, намекая на костры из запрещенных гитлеровцами книг. Когда дети на сцене проделали то же самое, вышел Крысиный король и повелел все сжечь. Сожжение оказалось таким же символическим, как и все остальное. Его имитировали юноша с девушкой, жонглировавшие горящими шариками-поями.

Потом объявили, что Щелкунчик (им оказался мальчик восьми лет) победил Крысиного короля. Презентовать фильм сам победитель отказался по малости лет, и тогда ведущая шоу вызвала на сцену «настоящего волшебника», которым и оказался автор картины. Андрей Кончаловский несколько смущенно признался, что вторую серию еще не снял, а «первую и главную», которая «станет нашим общим праздником», обещал показать всем желающим в декабре.

Потом в качестве сюрприза открыли каток.

А завершилось мероприятие полуторачасовым выступлением популярного в 80-х испанского дуэта Baccara. Как были связаны между собой все эти элементы вечера, осталось загадкой.