Зоологи из шведского университета Уппсала разгадали давнюю загадку. Если рассмотреть под микроскопом пенис небольшого жука из семейства зерновок, по коже пробегает легкая дрожь:

Фото: Johanna Ronn
Фото: Johanna Ronn

Возникает вопрос в духе сказки о Красной Шапочке: «Зачем же ему такие большие шипы?». Классическая гипотеза — чтобы лучше выполнять основную функцию. Дело в том, что в мире животных борьба за доступ к самке — это только начало конкуренции между самцами. Самцы грызунов после спаривания запечатывают половые пути самки секретом особой железы — получается пробка, не подступишься. У многих млекопитающих известны механизмы конкуренции сперматозоидов уже внутри вагины.

Считалось, что, повреждая клоаку самки, самцы зерновок делают менее вероятным спаривание с другими самцами.

Фото: Johanna Ronn
Фото: Johanna Ronn

(А) cамец из Омана; (С) — повреждения, которые он оставляет; (В) cамец из Вольты; (D) — повреждения, которые он оставляет.

Проведя в лабораторных условиях спаривания самок с самцами из Омана (Азия) и из региона Вольты (Африка), ученые убедились, что все не так просто. У «африканцев» вооружение было на 30% более калечащим. Тем не менее, после нанесенных ими травм спаривания происходили с той же вероятностью, но с иным результатом: «африканцы» все же оказались победителями по числу оставленных потомков. Ученые пришли к выводу, что усиленное вооружение коррелирует с какими-то особенностями спермы, которые делают ее более фертильной.

Один из авторов исследования, Йоран Арнквист, в ответе на мое письмо предлагает такую гипотезу: «Если есть гены, делающие сперму более фертильной, то естественный отбор моментально подхватит и закрепит их. Как эти гены действуют на развитие остального организма самца, никого не волнует. Если они делают пенис более шипастым — тем хуже для самок, но у самцов свои эволюционные интересы. Интересы полов в гонке за выживание очень часто разнятся».

Недавно я прочитал статью в Discover Magazine про конфликт интересов у полов человека. С точки зрения эволюции, самцы заинтересованы в том, чтобы их дети были максимально капризными — тогда они добьются от многих самок большего вклада (кормления, заботы и т.д.), а значит — большего успеха для своих генов в эволюционной гонке. А самки заинтересованы сберечь силы и родить нескольких потомков. Отсюда вывод: самки должны передавать своим сыновьям гены, делающие внуков капризными, и по возможности глушить эти гены в дочерях. Это головокружительно сложная тема — при случае можем в ней поразбираться подробнее.