Знаете такую вещь: AOC, Appellation d’origine contrôlée? Ну, такой свод правил — юридических и рецептурных, согласно которым шампанское надо делать только в Шампани и по определенной технологии, а иначе в суд потянут?

За пределами Франции применяется похожее понятие, GI — geographical indication. Мексика приложила большие усилия, чтобы текилой можно было называть только напиток, сделанный из голубой агавы (которая имеет трогательное латинское название Agave tequilana azul), выращенной в определенной области Мексики, и т. д.

В последние 15 лет спрос на текилу сильно вырос (мода), и тут начались проблемы. Дело в том, что агава — это вам не виноград. Она растет пять лет, а потом надо собирать урожай — то есть просто срезать все растения — и сажать заново.

 

Фото: Dr. Sarah Bowen
Фото: Dr. Sarah Bowen

 

Агава чувствительна к болезням и вредителям. Легко случается неурожай. И вот в 2000 году неурожай совпал с очередным ростом спроса. Тогда фирмы-производители текилы поняли, что нельзя больше рассчитывать на фермеров — надо делать свои поля, гораздо большей площади. В итоге вся зона GI сплошняком засажена агавой (даже там, где ее раньше не сажали); вместо искусной ручной прополки поля этих суккулентов заливают пестицидами, вместо традиционных подкормок закармливают химическими удобрениями. И что самое нехорошее: агавовые фермеры — эта главная для региона каста, с ее укладом и традициями — оказались совершенно за бортом «праздника жизни».

 

Фото: Dr. Sarah Bowen
Фото: Dr. Sarah Bowen

 

По этому поводу на прошлой неделе группа исследователей разразилась гневной статьей  — с грозным словом sustainability (по-русски это хоть «экологическая устойчивость», хоть «оптимальное использование ресурсов») в заголовке.

Я позвонил первому автору, социологу Саре Боуен, и говорю ей:

— А почему бы не расширить область GI — тогда даже и фермеры смогут вносить свой вклад, всем хватит места?

— Это ни к чему: места там достаточно.

— Как же достаточно, если фирмам приходится так грубо интенсифицировать производство?

— Фирмы все равно не будут покупать у фермеров — им проще и дешевле растить свою агаву.

— Они что, действительно бедствуют? Вы их видели?

— Да, я там все время торчу. Около 20% семей в прошлом году не заработали ни цента.

— И как быть?

— Вообще это порочный круг. Многие страны сейчас пытаются установить свои GI для всяких специалитетов. Товар входит в моду, растет спрос — и это неминуемо разрушает традиционную систему производства товара и всю социальную конструкцию вокруг него. Надо или строже это дело регулировать, или отказываться от самой идеи GI.

Удивительное дело. Вроде сама идея — душевная, а на деле вон как выходит… Нам это, правда, не грозит… «GI квашеной капусты»? «Тульского пряника»? Или все же стоит попробовать?