В последние недели прозвучало несколько сообщений (тут и тут) российского правительства о том, что средняя продолжительность жизни россиян в 2009 году увеличилась на 1,2 года (составив в среднем около 69 лет). Показатели смертности снижаются по всем видам заболеваний, кроме онкологических; люди стали меньше умирать и от внешних причин, в том числе от отравления алкоголем.

В октябре мы читали в журнале «Сноб», «Почему умирают русские», и помним: ситуация катастрофическая, и никто не знает почему. На этом фоне первое, что приходит в голову при сообщении правительства: нам врут, как обычно.

На самом деле данные Росстата за 2009 год не посчитаны: окончательные цифры опубликуют только к лету. А «Демографический ежегодник России», который Росстат готовит на основании этих данных, вообще выйдет только к концу 2010-го.

Но верить тем не менее можно. Хотя бы потому, что исследователи отмечают: положительная демографическая тенденция наблюдается уже пять лет. «Я не видел данных, поэтому не могу пока это комментировать, — говорит директор Института демографии ГУ ВШЭ Анатолий Вишневский. — Но мы анализировали данные за 2008 год — там снижалась смертность во всех возрастах и от всех причин. Мы пока не знаем, почему именно это происходит». И вот это — главный вопрос.

Оговоримся: речь не о том, что все стало радикально лучше. Даже если средняя продолжительность жизни действительно подскочила в 2009-м на целый год, рекордов мы все равно пока не поставили, говорит Вишневский: у нас остается очень высокая смертность и очень низкая продолжительность жизни. Разрыв с развитыми странами у нас сейчас составляет 10–15 лет: например, средняя продолжительность жизни в Японии — около 83 лет.

«Я уже не раз говорил: прожить 75 лет — это мало, — комментирует Анатолий Вишневский. — Это то, что сегодня имеют в Словакии или Мексике, и это далеко не лучший показатель даже сейчас. С одной стороны, у нас есть такие эксперты, которые считают, что достичь этого показателя в России невозможно и до 2025 года. (Предсказывать трудно, тут всяко может повернуться.) А если встать на точку зрения оптимистов и считать, что это достижимо, то это не такой большой успех. Те страны, в которых продолжительность жизни высокая: Франция, Япония, Италия, скандинавские страны, к 2025 году уйдут еще дальше. Поэтому разрыв, может быть, немного сократится, но все равно останется очень большим».

И все же, то увеличение продолжительности жизни, которое мы получили в последние годы, может нести единственный намек на выход из сложившегося положения. Что изменилось за последние годы, от чего русские начали лучше выживать? Если поймем это — поймем и что еще можно сделать.