Старший сержант 536-й отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады войсковой части 10544 Владимир Марчуков рассказал изданию, что в конце января 2015 года контрактникам его бригады предложили поехать воевать в Донбасс. Марчуков утверждает, что подполковник Рустам Санжапов предупредил подчиненных, что в случае отказа их уволят. Часть военных отказалась сразу, оставшихся 56 человек отправили на учения в поселок Спутник под Мурманском.

В поселке Спутник находится 61-я отдельная Киркенесская краснознаменная бригада морской пехоты. В новой части военные прошли боевую переподготовку, после чего сменили специальности, так, Марчуков получил матросскую должность стрелка.

Спустя некоторое время после начала учений в часть приехал заместитель по воспитательной работе части 10544 подполковник Вячеслав Оканев, который также сообщил, что контрактников ждет командировка на Украину. Во время выступления он сказал, что «не исключает вариант перехода на территорию Донецкой и Луганской областей для оказания там непосредственной помощи». РБК утверждает, что в распоряжении редакции есть аудиозапись беседы подполковника с подчиненными.

«Если вы не хотите защищать, если они задавят Луганск и Донецк... — говорил подполковник Оканев. — Они сейчас воспользовались 20-летием разгромленности России и что мы там не вели нормальную работу. Они пришли к власти. Дальнейшая ситуация приведет к тому, что они придут в Ставрополь, Краснодарский край, Ростов, Брянск и так далее, если вы сейчас не поедете туда и не будете защищать их там, то вы не сможете защитить их здесь».

Старший сержант Владимир Марчуков рассказал, что отказался от поездки, а его жена отправила жалобу в СПЧ. После этого в часть приехала комиссия от министерства обороны, однако местное командование заявило, что не пыталось отправить военных в Донбасс, а лишь проводило их переподготовку.

После учений сержанта и его жену уволили

После этого у жены сержанта Виктории Марчуковой начались проблемы на работе — она работала в матросской столовой той же части. После обращения в СПЧ женщиной заинтересовалось ФСБ, а спустя некоторое время ее уволили без записи в трудовой книжке, лишили пропуска в закрытый поселок и вынудили с ребенком уехать в Мурманск.

После учений в Спутнике некоторые сослуживцы Марчукова уволились сами или их перевели в другие части. Некоторых контрактников приезжали опрашивать сотрудники ФСБ.

Марчуков утверждает, что на него после истории в Спутнике начали давить, например, в его служебную карточку незаконно вписали взыскания, подделав подпись. Сержант оспорил эти отметки через военную прокуратуру. Один из сослуживцев Марчукова подтвердил, что на сержанта оказывали давление.

В январе 2016 года дивизион Марчукова сократили, его вывели за штат, но продлили контракт. После месяца службы сержанту дали аттестационный лист, в котором утверждалось, что он нарушает условия контракта.

Переаттестацию Марчукова назначили на 8 ноября 2016 года, но он ее провалил и 10 ноября его уволили со службы. Сержант называет переаттестацию «показухой», поскольку у него пропала служебная карточка с приказом о снятии всех незаконных наказаний, а копию рапорта ему не выдали. Военный уверен, что его уволили из-за отказа ехать в Донбасс.

Командир части 10544 полковник Юрий Рязанцев в свою очередь сообщил, что Марчуков не прошел аттестацию из-за того, что 31 декабря 2015 года его остановили пьяным за рулем. «Документы [в часть] пришли только сейчас, он пытался договориться, чтобы документы не дошли до командования», — утверждает Рязанцев. В ответ Марчуков заявил, что командование знало о случившемся и он уже заплатил штраф.

Член президентского Совета по правам человека, координатор движения «Гражданин и армия» Сергей Кривенко рассказал, что СПЧ попросил командование части и военную прокуратуру проверить жалобу Марчукова.

Командир части 10544 Юрий Рязанцев сообщил, что из мурманских контрактников «никто никогда не ездил» в Донбасс. В Минобороны России в свою очередь сказали, что ни один контрактник из указанной воинской части не подтвердил случаев «отправки, в том числе под давлением и принуждением, в зону боевых действий на Юго-Востоке Украины».