После того как я понял, что хочу стать режиссером, а одно высшее образование к тому времени у меня уже было, я пошел на Высшие режиссерские курсы. Мне повезло: я попал в мастерскую Хотиненко, Финна и Финченко. Эта мастерская, в отличие от многих других, уделяет больше внимания практическим этюдам, а меньше разговорам. Но что касается показов, на курсах, как и во ВГИКе, главные кумиры до сих пор Эйзенштейн и Тарковский, и именно на их творчество не устают обращать внимание педагоги, забывая, что есть и другие великие режиссеры.

Закончил я курсы в 1999 году. В то время даже с высшим образованием ты никому не был нужен, если у тебя не было фильма на пленке. Чтобы снять фильм, мне пришлось продать квартиру, купить квартиру поменьше и на вырученные деньги снимать.  Получившийся фильм участвовал в ММКФ в программе «Студенческие кинодебюты» и съездил в Европу еще на три-четыре фестиваля.

Фильм для продюсеров у меня был. Но напомню, это был 1999 год — год, за который было произведено всего два фильма. Я решил переждать в Европе и еще немного поучиться. Прошел конкурс и поступил в Парижскую киношколу. Огромное преимущество этого образования перед нашим заключалось в том, что там большое внимание уделяли практике. У нас в России очень много предметов, направленных на общее развитие. А там все это рассматривается в практической плоскости. С первого курса ты пробуешь себя в разных профессиях. Каждый студент, несмотря на факультет, на который он поступил, снимает по короткометражному фильму на 16 мм, а все остальные одногруппники договариваются между собой и распределяют роли звукорежиссера, оператора, монтажера, продюсера и т. п. И в результате уже на первом курсе снимаешь фильм как режиссер, как оператор, как монтажер, как продюсер. И еще там есть такое — скрипт: следишь на площадке за всей работой. И начинаешь понимать сам процесс с разных сторон.

Свой дипломный фильм я снимал в Москве. И уже во время съемок мне предложили снять полнометражный фильм в России, и у меня, соответственно, отпал вопрос, возвращаться или не возвращаться. Потом я подумывал вернуться во Францию, приехал, пожил, но там, конечно, все дорого. Пока ты напишешь сценарий, пока он пройдет разные инстанции, это занимает года два, и в это время нужно как-то жить... Если ты уже снял пару фильмов, тебе дается пособие, чтобы ни о чем не думать, а если это твой первый фильм — очень сложно.

Режиссером можно стать и здесь, и возможностей для этого сейчас гораздо больше, чем раньше. Не надо продавать квартиру, потому что, ввиду развития цифровых технологий, можно снимать кино на маленькие камеры. И главное, отношение со стороны продюсеров тоже поменялось: они рассматривают эти фильмы и обращают внимание не на бюджет, а на то, какой у тебя монтаж, какие актеры, какая история. Это все можно сейчас сделать за очень небольшие деньги: нужно иметь дома компьютер, поставить монтажную программу и быть «сам себе режиссером». Все совсем иначе, чем было 10 лет назад.