Психолог Сапна Чериан всю свою карьеру посвятила изучению стереотипов. Последний вопрос, которым она задалась, звучал приблизительно так: почему почти все сисадмины — мужчины? И почему количество женщин в IT-сфере не растет, в то время как женщин, которые занимаются биологией, химией и математикой, становится все больше.

В России, где со стереотипами всегда все было в порядке, на этот вопрос отвечают не задумываясь. В моей семье, например, где все мужчины заканчивали Бауманку, всегда считалось, что «девочки точные науки не волокут». Это при том, что моя тетя была очень крутым специалистом в Арзамасе-16, мама сдавала сложнейшую химию несколько лет в медицинском институте, да и я какую-никакую математику на своем экономико-статистическом тоже.

К счастью, для Сапны Чериан из Университета Вашингтона так вопрос не стоял. Поэтому ответы на свои вопросы она искала не области интеллектуальной неполноценности женщин, а в области стилистической привлекательности IT-сферы.

Вот какие эксперименты провела профессор Чериан.

В первом эксперименте она пригласила группу из 250 студентов, которые были далеки от любого рода компьютерных наук, в комнату, наполненную как стереотипными для IT-сферы предметами — постерами из Star Trek, игровыми консолями, коробками из-под пиццы, книгами в жанре научная фантастика, банками с энергетическими напитками, так и обычными офисными предметами — красивыми календарями, кофейными кружками, словарями и так далее. Студентов просили не обращать внимания на обстановку, пояснив, что их просто собрали в единственном свободном помещении. После того как студенты провели там несколько минут, им раздали опросники, в которых выясняли их отношение к компьютерным наукам.

Женщины, которым на глаза попались в основном стереотипные «сисадминские» предметы, выражали меньший интерес к IT-наукам, чем те, кто обратил внимание на обычные офисные предметы. На отношение мужчин предметы влияли в меньшей степени. 

Кроме того:

  • Женщинам предлагали выбрать место в одной из двух женских рабочих групп в условной компании. Все, чем эти группы различались, была обстановка в офисе. 82% женщин выбирали ту группу, в чьем офисе не было стереотипных признаков IT-обстановки.
  • Стереотипные и нестереотипные предметы были определяющим фактором и для мужчин, и для женщин, когда им дали шанс выбрать из двух компаний, в каждой из которых работали или только мужчины, или только женщины. Все участники предпочли работу в компании, в которой не было стереотипной IT-обстановки. Но предпочтения женщин были более устойчивы.
  • После того как участников эксперимента спросили об их отношению к веб-дизайну вообще, их попросили выбрать между двумя компаниями по производству веб-дизайна. Разница между компаниями была только в офисах. Женщины выбирали компанию с нестереотипной обстановкой, мужчины — наоборот. Чем больше женщины воспринимали обстановку как мужскую, тем меньше они были заинтересованы в компании.
  • Сапна Чериан даже предложила специальный термин, который описывает один из признаков, руководствуясь которым люди выбирают профессию, — ambient belonging. На русский это можно перевести как «стилистическое единение с окружающей обстановкой». То есть при выборе профессии людям важны не только сфера интересов, зарплатные ожидания и престиж выбранной области, но и то, как их собственный образ впишется в существующий в общественном мнении образ профессии.

    Здесь, конечно, большой простор для фантазий. Было бы забавно, если бы сисадмины выглядели не мрачными волосатыми пришельцами в огромных майках и жилетках, перед которыми в российских, например, редакциях принято ужасно показушно то ли в шутку, то ли всерьез заискивать. А такими, например, гламурными «спасателями Малибу».