1. Как происходит дистанционная диагностика и лечение пациентов через онлайн-платформу?

Мы используем видеосвязь для консультирования и показываем на мониторе у пациента специальные тест-объекты, которые позволяют дистанционно определить остроту зрения и бинокулярные функции. В течение примерно 1 недели пациент получает по экспресс-почте комплект оптических принадлежностей, а также инструкцию по их применению. Все дальнейшие сеансы проходят под дистанционным контролем медсестры или доктора. После пройденного курса процедур, которые могут быть рекомендованы при близорукости, дальнозоркости, астигматизме, косоглазии и амблиопии, проводится дистанционная диагностика, позволяющая понять, насколько улучшились зрительные функции. В курсе лечения собраны самые эффективные процедуры, которые нацелены на повышение остроты зрения и развитие стереоскопического зрения. 

Игорь Азнаурян, доктор медицинских наук, профессор, академик АМТН РФ. Фото из личного архива Азнауряна
Игорь Азнаурян, доктор медицинских наук, профессор, академик АМТН РФ. Фото из личного архива Азнауряна

2. Что необходимо иметь пациенту для получения медицинских услуг через онлайн-сервис? Нужно ли заводить медицинскую карту, как в поликлинике?

Прежде всего нужны компьютер или планшет, которые сейчас есть у всех. Поэтому пациент не должен столкнуться с проблемой доступа. Медицинская карта заводится на платформе самим клиентом при первом приеме, затем все записи заносятся туда. Клиент регистрируется на платформе, загружает свои данные и документы, в том числе заключение, полученное на очной консультации у врача. Никакой сложности нет. Все намного проще, чем в поликлинике.

3. Как пациенты реагируют на такие нововведения? Растет ли уровень доверия к удаленным консультациям? 

Очень позитивно! Они доверяют телемедицине больше, чем обычным приемам в поликлинике, так как для них это удобно: можно не терять время на дорогу и не стоять в очередях. 

4. Как сами врачи относятся к развитию дистанционного контроля прохождения лечения?

Врачи одобряют использование телемедицины. Независимо от того, проводит ли врач прием в клинике очно или онлайн, это всегда его личный прием. Проведение онлайн-консультации совсем не означает отказ от индивидуального приема. Конечно, когда дело касается внедрения инноваций, ничего не проходит без препятствий и сложностей. Поэтому для более эффективной работы врачи проходят специальную подготовку, как очно, так и онлайн.

5. Насколько клиники открыты к внедрению телемедицинских сервисов? Есть ли какие-то преграды?

С одной стороны, медицинские учреждения открыты к внедрению сервисов телемедицины, потому что такая практика значительно упрощает работу. Но, с другой стороны, есть преграды с разрешениями, особенно это касается государственных клиник. С частными эта проблема ощущается меньше, так как они более гибкие и восприимчивые к изменениям. Такая практика удобна и выгодна, она однозначно поднимает производительность труда медицинского персонала. 

6. Какие направления медицины сегодня наиболее цифровизованы? Почему?

На сегодняшний день медицина плохо цифровизирована. Не так много областей внедрили цифровые технологии, даже в радиологии (МРТ, КТ, УЗИ), где это очень важно. По-хорошему, 90% диагнозов в этой сфере сегодня уже должна ставить машина. Врач должен иметь только контролирующую или направляющую функцию.

7. Какое вы видите будущее для онлайн-медицины?

Я считаю, что медицина — это та область, которая может быть очень хорошо оцифрована, с множеством онлайн-практик. Почти также, как в космонавтике, даже больше. Вы спросите, куда денутся врачи? Никуда! Они всегда будут нужны.