Какие опоры сегодня нужны бизнесу для устойчивости?

Михаил Сухоруков. Фото из личного архива
Михаил Сухоруков. Фото из личного архива

Для себя я сделал вывод, что в первую очередь это сильные деловые связи.

Именно поэтому в прошедшем году я значительную часть времени посвятил нетворкингу: вступил в три клуба для предпринимателей, в некоторых из них занял позиции лидера, участвовал в бизнес-слетах и технологических форумах. Возможно, для кого-то это покажется упущением времени, которое можно было бы потратить на работу. Однако я уверен, что сегодня нетворкинг как никогда становится актуальным. Это блестящая возможность укрепить свой бизнес: выйти на новые рынки через новых партнеров, создать совместное предприятие или альянс, получить доступ к ограниченным технологиям и ресурсам. И это далеко не всё.

Расширение бизнес-среды позволяет находить полезные связи, первым узнавать о восходящих трендах рынка, а самое главное –  заряжаться необходимой энергией от людей со схожими целями и ценностями. Такое взаимодействие позволило мне гораздо быстрее зайти на рынок Востока и вывести свои компании на международный уровень. Поэтому и тем, кто в 2024 году только начинает развивать бизнес и тем, кто уже уверенно занял свои позиции на рынке, однозначно рекомендую предпринимать шаги в направлении нетворкинга и усиления связей.

Следующей ступенью для развития бизнес-проектов я вижу действия, направленные на развитие личного бренда. Потому что сегодня это не просто тренд, а очевидная необходимость, которая позволяет выделиться среди конкурентов и дать потенциальным клиентам лучше вас узнать. Именно личный бренд позволяет построить прочный фундамент для формирования долгосрочных отношений с потенциальными клиентами. 

В этих целях особое внимание я уделяю развитию социальных сетей. Считаю это прекрасной возможностью стать визуально ближе к своей аудитории, позволяя в режиме реального времени наблюдать за тем, что происходит в моей жизни и предпринимательской деятельности. Однозначно это повышает уровень доверия. А с другой стороны, это прекрасная возможность показать себя как профессионала, рассказать о кейсах своей работы. И, разумеется, это дополнительный инструмент для продвижения своих проектов.

Но, конечно, сегодня наличием у компании страниц в социальных сетях никого не удивишь. Это скорее необходимость, чем креативный подход. Но большинство остаются на этом уровне, не задействуя онлайн-платформы в полной мере. На мой взгляд, здесь следует заходить гораздо глубже и охватывать аудиторию максимально широко. Вы эксперт в своем деле, а ваш бизнес – это именно то, что нужно клиентам? Тогда покажите это людям. Публикации экспертных статей в информационных каналах, онлайн журналах и издательствах по вашему направлению деятельности  – прекрасная для этого возможность. Высказывайте свое мнение на актуальные темы, делитесь своими рабочими методиками, говорите об успешных проектах, общайтесь со СМИ. С помощью таких инструментов вы подтверждаете уровень своей экспертности и повышаете узнаваемость вашего бренда.

И третий аспект, на который предпринимателям стоит обратить особое внимание, – искусственный интеллект. Волны восходящих трендов – это невероятные ускорители, которые могут способствовать быстрейшему росту вашего бизнеса. Уже не первый год по всему миру бурно обсуждают технологии искусственного интеллекта. Только в прошлом году в это направление было инвестировано порядка $27 млрд (в 2022 году – $11 млрд). Иностранные компании стремятся оптимизировать производство и внутренние процессы, осознавая, насколько это помогает сократить временные и финансовые затраты. 

По данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в России пока 65% обследованных организаций применяют ИИ еще в тестовом режиме.

Пока кто-то переживает, что ИИ вытеснит человека, я вижу в нем мощный инструмент, способный поднять бизнес на новый уровень. И это однозначно то, что необходимо внедрять прямо сейчас. То, что станет вашим конкурентным преимуществом, пока другие организации раздумывают и сомневаются. В своих компаниях мы уже перевели выполнение ряда задач на ИИ. По большей части это касается маркетинга, оптимизации контента, анализа данных и прогнозирования, а также обслуживания клиентов. И мы уже увидели, на сколько это повышает скорость, эффективность выполнения операций и снижает расходы.

Не останавливаясь на достигнутом, важно подбирать нужные ключи, которые будут помогать вам расти. Я на личном опыте и на опыте трех своих действующих бизнесов убедился, что развитие в направлениях нетворкинга, личного бренда и применения технологий искусственного интеллекта —наиболее актуальные направления, которым полезно будет следовать в ближайшее время.