Дофаминово-эндорфиновые качели или, Из кризиса в кризис

Когда ковид, как по мановению волшебной палочки, исчез с экранов телевизоров и интернет-пространства, когда всех «выпустили на волю», у людей по всему миру произошел выброс гормона-нейромедиатора — эндорфина. Это была реакция на вновь обретенную свободу принятия решений и передвижения. Эндорфин отвечает за положительные эмоции, а еще притупляет чувство опасности и боли. Именно «эндорфиновым всплеском» и объясняется тот невиданный отложенный спрос на путешествия, который и сейчас наблюдается во многих зарубежных странах – люди путешествуют «как в последний раз», «как не в себя». Вижу цель – не вижу препятствий.

Но вот в России было не так. Для нас в 2022 году постоянный «ограничительный ковидный» стресс, только-только начавший «отпускать» туристов, почти сразу же сменился другим. И более серьезным. Люди столкнулись с новыми опасностями и новыми видами психологического напряжения, к которым еще предстояло адаптироваться. А это происходит не сразу.

От остановки продаж к полной индифферентности 

Что мы видели во внутреннем туризме в феврале-марте 2022 года? Слом привычной жизни и… спад продаж туров, в буквальном смысле «в ноль», после 24 февраля. Ни одной заявки в течение двух-трех недель. А вот аннуляций туров на Юг России последовало, увы, много.

Кроме того, люди тогда вообще перестали что-либо планировать, и отдых в том числе. Они покупали туры в отели с заездом через несколько дней, максимум — через неделю-полторы. Выбирали объекты размещения ближе к дому. Туры на лето, а особенно на море, в марте почти не бронировали. Стресс, неуверенность в том, что вообще будет завтра, не давали туристам сосредоточиться на планировании отдыха.  И тем более — тратить на него деньги заранее.

Осень 2022 года также характеризовалась спадом продаж отдыха в России. Опять продажи встали «в ноль» почти на месяц, а затем вновь медленно пошли в рост.

Однако через год ситуация с устойчивостью туристов к внешним кризисам изменилась кардинально.

Первый звоночек случился в начале 2023 года. Его заметили наши коллеги в выездном туризме: уровень турпотока в Турцию после катастрофического разрушительного землетрясения не снизился. Даже среднедневные продажи туроператоров сразу после событий остались плюс-минус на том же уровне. Аннуляций почти не было, максимум — звонки с вопросами. Но тогда это можно было списать на то, что землетрясение было не в курортных регионах.

Дальше, как говорится, «пошла тенденция». Это уже наблюдала лично я и мои коллеги. Летом 2023 года нам пришлось, из-за перекрытия трасс и полной неясности обстановки, снять автобусы в Краснодарский край, которые часто бронировали у нас семьи в придачу к отелям. Туристы начали звонить нам с требованиями… вернуть. Нет, не деньги. Автобусы. «Мы постоим в пробках! Что, нам из-за этого теперь отпуск отменять? Надоело!», – вот цитаты. Никакие увещевания, что закрыты автовокзалы в Москве и на Юге, автобусы не выходят на линию на трассы, не доходили до сознания клиентов. Что интересно, все требовавшие вернуть «автобусы на линию» туристы — а это несколько семей — тогда доехали в забронированные у нас отели. Сами добрались, на личных авто. Ни на 1 день не опоздали!

Аннуляций тогда были единицы, ничего похожего на 2022 год. Более того, сразу после первых сообщений на ТВ о начале урегулирования кризиса, туристы, ранее написавшие заявления на аннуляцию туров, бросились звонить турагентам с просьбой их «отозвать» и вопросами «можно ли восстановить путевку». 

Пошли далее. Октябрь 2023 года: захват толпой аэропорта в Махачкале (Дагестан). Аннуляции – единичные. Спада спроса (с учетом сезонного фактора) не было.

Этот (2024) год, март месяц. Ситуация в Крыму и Москве - ни одной аннуляции. Продажи туров в Крым на лето продолжают расти. А в крымских отелях на «все включено» в конце марта были проданы более половины мест на начало июня, 80% на вторую половину июня. 45-55% на июль-август. Продажа туров в Москву также в активной форме.

Генетическая память, привычка и «встроенный переключатель напряжения»

Что это? Почему так? Что заставило людей сменить за год модель поведения?

На мой взгляд, как психолога и практика бизнеса (а турбизнес – это всегда наблюдение за поведением людей) – какой-то одной глобальной причины нет. Их – несколько.

Первая причина – это госпожа Привычка. Уникальная, не имеющая аналогов в живом мире, способность нашего мозга и нервной системы в целом адаптироваться. Человек привыкает ко всему. В самом буквальном смысле. Доказательством тому – обычная история и гораздо более тяжелый, чем у нас, опыт наших не таких уж далеких предков. Человек когда-то привык жить в ледниковом периоде и вечном (по нашим меркам) холоде. Люди жили, женились и рожали в Риме эпохи его упадка, когда этот город чуть ли не ежегодно захватывали, грабили и жгли различные варварские короли. Люди выживали в средневековых чумных городах, где трупы буднично каждый день сжигали. Жили в оккупированных немцами городах и селах во время войны, привыкали к многолетней жизни в лагерях, в послевоенных бараках. 

Эта способность человеческой психики привыкать к изменившимся (пусть и в самую худшую сторону) условиям – никуда не делась и не атрофировалась. И не денется – именно она позволила человечеству выжить в куда более агрессивных, чем сейчас, условиях. И, замечу, нынешние события куда более гуманны к большинству из нас, чем к нашим дедушкам и бабушкам. Привыкнуть современным туристам к тому, что «где-то» что-то взрывается, к тому, что они видят на картинках и в видеороликах, не так сложно, как тем, кто находится в гуще всех трагических событий. Но и они тоже привыкают.

Тут привычка работает в паре с другим адаптивным свойством нашей психики – усталости. Человек, его мозг, нервы не могут постоянно быть в напряжении. В какой-то момент наш внутренний «автомат» переключается: человек становится индифферентным и не думает о рисках. Концентрация идет на цели «отвлечься», «абстрагироваться». Этим отвлечением для многих сейчас часто становится поездка куда-либо. Человек концентрируется на ней, как на основной потребности, все остальное подсознание игнорирует.

Третья причина более глубинная. Это, конечно, наш менталитет. Сложный климат, невысокие урожаи, голод, постоянные вооруженные конфликты – мы, как народ, исторически формировались в крайне невыгодных условиях. Смерть и лишения для огромного количества поколений наших соотечественников были обыденностью. Напомню, что еще даже в конце XIX – начале XX века из 20 детей часто доживали до взрослого состояния 5-6, а эпидемии были в общем-то в порядке вещей. Пережить все  это можно было только с соответствующим христианским отношением к смерти, как к неизбежности. Это приглушает ее трагизм. Так что «двум смертям не бывать», «на все воля Божья», «чему бывать, тому не миновать» – это не просто некие присказки, а вполне разумная адаптивная модель поведения, заложенная в нашем культурном коде. И некий фатализм в отношении смерти уже в некотором роде зашит в нашей «генетической памяти».

А «генетическая память» – штука тоже очень тонко настроенная. Большую часть нашей жизни она «сидит» где-то глубоко в подсознании, мы можем вообще о ней не думать и не замечать. Но при стрессе начинают активироваться те ее участки, которые позволяют нам адаптироваться, выживать. И даже «отдыхать несмотря на….».

На мой взгляд, с которым, конечно же, можно не согласиться (ведь я вижу это только в сегменте туризма), сейчас у людей наступила некая синергия всех трех причин. Они привыкли к изменившимся условиям. «Вытащили» из генетической памяти фатализм, позволяющий проще относиться к рискам. Устали бояться и жить в постоянном напряжении, в кризисных ситуациях концентрируются на том, что «позволяет отвлечься».

Вместе все это работает на то, что туристы перестали массово реагировать реальными действиями в виде аннуляций на многие трагические события. И на то, что едут в отпуск в «опасные» или «рискованные» регионы. Но это только мое мнение. А что думаете вы?