фото из личного архива К. Конова 
фото из личного архива К. Конова 

Обычное московское детство

Я родился в Москве в конце 80-х в совершенно обычной советской семье. Рост пришелся на 90-е, и сколько я помню, моя семья, как и многие другие, занималась выживанием в этой новой реальности.

Отчим управлял бизнесом, зарабатывал деньги, мама пропадала на работе, бабушка помогала, и все они по-своему оказали влияние на мои взгляды. С одной стороны, бабушка жила в советской парадигме и прививала уважение к труду и стандартной советской карьере: «честно работай с утра до вечера, и все будет хорошо».

С другой — родители, которые своим примером показывали «забудь это все, строй бизнес, отдавайся делу и будешь свободен».

 Тогда я в этом не отдавал себе отчета, просто впитывал все от взрослых, но время и окружающая среда побуждали и меня с друзьями пробовать силы и зарабатывать своим трудом деньги. Помню как однажды, когда мне было лет 12, соседка попросила убрать мусор с подъездного козырька, там лежали мусорные пакеты, которые люди просто из окон выбрасывали.

Она жаловалась, что пахнет под окном, и была готова заплатить. Мусор я убрал, а потом предложил идею друзьям, и мы начали развешивать объявления на подъездах, чистили козырьки за деньги. Это был примерно 6 класс.

Летом, когда я учился в классе 7-8, в деревне дедушка днем давал покататься на «Запорожце», и мы с друзьями ездили по улицам, собирали у соседей пустые стеклянные бутылки и отвозили в пункт приема. Для того времени удавалось заработать неплохие карманные деньги.

 Практика не по специальности

После школы я поступил в Государственный университет управления по специальности «Связи с общественностью». Через какое-то время, на первом или втором курсе, я уже думал о том, как буду зарабатывать на жизнь.

У мамы одного из друзей было свое риэлторское агентство, и мне предложили подработать. Я согласился, и очень скоро у меня уже появились хорошие для студента деньги, которых хватало даже на аренду первой квартиры, которую мы снимали на двоих с другом.

Это происходило во времена, когда интернет еще не являлся таким популярным, и мы служили посредниками между теми, кто выкладывал объявления в бумажные газеты, и теми, кто искал жилье в аренду через интернет.

А когда пришло время после второго курса проходить практику, у меня появилась возможность попасть на летнюю стажировку в крупный девелоперский холдинг. Так получилось, что пиарщики и отдел продаж сидели по соседству, и когда я пришел, мне предложили такой вариант: практику поставят по специальности, но реально буду работать в продажах с оплатой.

Поскольку я уже имел опыт, и мне нравилась тематика недвижимости, я согласился. 

Это лето стало для меня очень важным. Я прошел крутую коммуникативную практику, стал получать удовольствие от общения с людьми, легко находить общий язык и делать продажи. На дворе 2008 год, а на рынке бум на земельные участки. Мы продавали землю в коттеджных поселках в Подмосковье.

По итогам трех месяцев я хорошо заработал, а в конце первого месяца работы получил бонус за перевыполнение плана продаж на 300 тыс. рублей – по тем временам для студента огромные деньги. Я был окрылен и четко осознал, что именно в этой сфере мне интересно работать и развиваться.

В итоге я проработал в этой компании три года. Когда заканчивал университет, уже получил предложение стать  руководителем отдела продаж одного из коттеджных поселков, у меня появилась машина, я снимал хорошую квартиру. В 2011-12 годах у фирмы начались сложности, и я решил уйти в свободное плавание.

фото из личного архива К. Конова 
фото из личного архива К. Конова 

Свободный полет в неизвестность

После четырех лет в продажах жилья я понял, что это не совсем то, что я хочу делать. Любая сделка на рынке жилой недвижимости — это почти всегда жизненная ситуация: кто-то женится, разводится, выросли дети, переехали по работе и т. д. Нельзя просто продавать квартиру или сдавать ее в аренду — всегда приходится быть отчасти психологом, а мне нравился бизнес без тяжелых эмоциональных затрат.

Еще одна вещь оказала влияние на мое становление предпринимателем. Когда я учился в университете, Олег Тиньков* стал вести свой популярный тогда блог «Бизнес-секреты».

Мы по ночам с другом детства смотрели все выпуски, напитывались духом предпринимательства, черпали идеи, и когда пришло время для собственного бизнеса, я понял, что хочу работать с такими людьми, близкими мне по духу и убеждениям. И решил открыть агентство коммерческой недвижимости для предпринимателей. 

Вообще было несколько идей, в которых я пытался реализовать амбиции.

Например, приобрел интересный опыт инвестирования в микрокредитную организацию, но быстро стало понятно, что это не мое. 

Мы с другом собрали небольшой капитал, арендовали офис, наняли пару человек, которые занимались риэлторской работой, и бизнес быстро начал набирать обороты. В 2014 году у меня уже был большой офис на Ленинском проспекте, 25 сотрудников, которые занимались всеми видами коммерческой недвижимости.

Мы быстро развивались до июля 2014 года, когда случилась трагедия с малайзийским Боингом. Бизнес сильно отреагировал на ситуацию, продажи встали. Через пару месяцев уже было нечем платить зарплату, я начал сокращать персонал, офис тоже обходился дорого.

Ситуация стала очень трудной, мне снились кошмары о миллионных долгах. И тогда мне буквально прилетел спасательный круг, словно от Вселенной — я заключил свою самую дорогую на тот момент сделку, которая изменила мой стратегический взгляд на бизнес. 

Бизнес мечты

Предметом сделки был этаж в одной из башен «Москва-Сити» за 680 млн рублей. Покупатель предложил мне заняться управлением недвижимостью — организовать ремонт на объекте, организовать весь процесс арендного бизнеса под ключ.

Я понял, что это уникальный шанс, и воспользовался им. Именно этот опыт лег в основу моего текущего бизнес-проекта. Я стал строить компанию, которая не только продает объекты недвижимости, а оказывает комплексную услугу под ключ от поиска и приобретения объекта до его финальной реализации.

У инвесторов, которые занимаются коммерческой недвижимостью, масса задач, но основная — заработать.

Как правило, это связано с тем, что объект нужно сделать более дорогим, чтобы перепродать с маржой, либо организовать доходный арендный бизнес.

Для этого надо провести ремонт, а часто реконструкцию, возможно, изменить назначение объекта, найти покупателя или арендатора. Я насчитал 12 ключевых точек и направлений деятельности, которые нужно закрывать в ходе этого процесса.

Исходя из этого, начал формировать новую команду. Это уже были не риэлторы или брокеры, а эксперты в вопросах согласований с органами власти, дизайне, стройке, ремонте, и каждый из них уже формировал собственную сильную команду.

При этом мы перестали заниматься небольшими объектами, стоимость сделок нередко перешагивает за миллиард рублей, а мой личный рекорд — складской терминал за 5,5 млрд рублей. 

Главное, что мне нравится в том формате бизнеса, который я для себя создал — нет двух одинаковых проектов, это всегда уникальная история, ничего не повторяется, и каждый проект, каждый клиент, с которым мы работаем, ставит неординарные задачи.

Это не просто риэлторский бизнес или консалтинг. Это комплексный набор компетенций, который полностью закрывает все нужды клиента: от покупки им объекта до финальной продажи или сдачи в аренду.

фото из личного архива К. Конова 
фото из личного архива К. Конова 

На гребне волны

Когда у тебя крупный бизнес, серьезные клиенты, масса задач, нелегко выкроить время на семью или хобби, но я стараюсь. Один из моих любимых видов досуга — серфинг.

С одной стороны, это просто увлечение — я освоил с доской уже три океана (Индийский, Тихий, Атлантический). В какой-то момент стал анализировать свой подход к серфингу и подумал, что у него есть много схожего с бизнесом и жизнью в целом. 

Серфинг требует полной концентрации и фокусировки на процессе здесь и сейчас — если отвлечешься на внешние факторы хоть на миг, океан собьет с ног и ты упадешь.

Когда катишься с волны, нужно очень чутко держать баланс — тут немного ускориться, там замедлиться, тут скорректировать направление движения. А океан вокруг живет своей жизнью, и ему нет никакого дела до тебя.

И в бизнесе точно так же. Сосредотачиваешься, где-то ускоряешься, где-то замедляешься — нужно чувствовать все буквально на кончиках пальцев,— масса действий для того, чтобы просто стоять на волне, аккуратно скатываться с нее, забирая свой кайф и драйв в мире, которому нет до тебя дела.

И это ощущение баланса применимо ко всему.

Например, в семье — тоже очень важно держать баланс между бизнесом и близкими. Честно говоря, у меня не получается держать баланс постоянно.

Я либо ускоряюсь в бизнесе и сразу предупреждаю семью — сейчас у меня работа на месяц или два, я  «ушел в армию». Потом замедление и движение в сторону семьи. Это, наверное, не идеальный формат, но позволяет не терять нить движения в деле и не терять важные моменты в отношениях с детьми и семьей. 

фото из личного архива К. Конова 
фото из личного архива К. Конова 

Фантазер без стресса

Работая много лет с предпринимателями, часто задумываешься, какими качествами они должны обладать, чтобы стать теми, кто они есть.

Я бы выделил два основных качества.

Первое — умение мечтать, фантазировать, придумывать, генерить самые безумные идеи. Кто-то скажет, что бизнес должен быть здесь и сейчас, но без идей не произойдет прогресс. 

Если бы Генри Форд не был одержим идеей сделать автомобиль массовым, кто знает, как развивалась бы мировая экономика. А если бы Сергей Королев не мечтал о пилотируемой космонавтике, может быть, не появились бы спутниковые телефоны, телевидение, GPS и многие другие технологии. Илон Маск — пример такого предпринимателя сегодня, который мечтает о полетах на Марс, вакуумном поезде, а попутно совершает технологическую революцию. 

Второе качество — толерантность к стрессу и риску. В любом бизнесе, тем более, связанном с неординарными идеями, всегда велики стресс и риск. Если же есть толерантность, невосприимчивость к стрессу, тогда результат может превзойти любые замыслы.

Нельзя полностью игнорировать стресс, но важно нормально функционировать, когда он есть, не теряя эффективности. Это качество, которое позволяет вслепую двигаться к цели.

Наверное, это то свойство, которое было у капитанов в 16-17 веках, которые совершали великие географические открытия, не имея даже карты. Возвращусь к образу бизнеса и океана, эти два качества позволяют предпринимателям прокладывать путь вслепую, опираясь на собственные ощущения, и идти к намеченной цели.

Цель — не деньги

Деньги — это, безусловно, важная вещь для любого человека, которая позволяет ему чувствовать безопасность, защищенность, позволяет путешествовать, реализовывать мечты, жить комфортной жизнью.

Но эта потребность не бесконечна.

Я знаю, сколько денег мне нужно для счастья, чтобы закрыть все потребности семьи и т. д. 

А в последние пару лет я пришел к мысли, что для меня важны не только финансовые показатели, в том числе в компании, но и дополнительная ценность для рынка и, конечно, сам рабочий процесс.

Меня мотивирует осознание того, что моя фирма приносит пользу людям и предпринимательскому сообществу, имеет определенное социальное признание и является важной частью бизнеса в своей нише.

Когда зарабатываешь из года в год больше, чем можешь потратить, возникает опасность, что бизнес станет рутиной, которая не приносит драйва и эмоций.

Для этого нужна небизнесовая миссия, выполняя которую, ты делаешь мир лучше. Именно к этой трансформации мы с командой идем в последние годы.

*Иностранный агент по данным Минюста РФ